Все книги издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» в электронном формате на сайте www.litres.ru/novaya-mysl
Электронные книги издательства «Новая мысль» в FB2, LIT, DOC, EPUB, TXT, Java, HTML, RB, RTF, LRF и других форматах для телефона, планшета, компьютера или ридера.

ИЗДАТЕЛЬСТВО “НОВАЯ МЫСЛЬ”

 

Главная страница

Книги почтой

Православные выставки

Контакты

Поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

В числе толкователей Откровения, писавших против старообрядцев в XIX веке, известны такие авторы как И. Успенский, Н. Рождественский, В. Михайловский, А. Жданов, Еп. Виссарион, Митр. Моск. Филарет, Ф. Яковлев, Ф. Смирнов, Еп. Христофор, Архим. Павел, П. Орлов, Н. Виноградов, И. Никольский, Еп. Петр, П. Светлов. Их работы были опубликованы в журналах «Воскресные чтения», «Духовная Беседа», «Духовный Вестник», «Христианские Чтения», «Православный обзор», «Чтения в обществе», «Православное Общество», «Душеполезные чтения», «Апостолы», а позже попали в «Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса» впервые вышедший в свет под редакцией инспектора Симбирской Духовной Семинарии прот. Михаила Барсова в 1894 году.

В 1892 году в Москве вышли в свет «Знамения пришествия антихриста» под редакцией Иеромонаха Антония, где он приводит почти дословно толкование Стефана Яворского без ссылки на первоисточник.

В 1902 году в Одессе выходит в свет сборник цитат святоотеческих толкований под общим названием «О кончине века». Из предисловия к сборнику ясно, что он направлен против старообрядцев.

В 1904 г. вышло в свет толкование под редакцией св. Иоанна Кронштадского под названием «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса». Авторство «Толкования Иоанна Кронштадского» достоверно не установлено. Оно попало к нам в самиздате в 1992 г., где было сказано, что толкование вышло в свет в С.-Петербурге в 1904 г. под редакцией прот. Иоанна Кронштадского (Сергиев). Упоминание об этой книге встречается также в книге С. В. Фомина «Россия перед вторым пришествием», стр. 315. См. также газету «Земщина» № 1, 1991 г.

В него вошло почти целиком толкование Архимандрита Пантелеимона, которое вышло в свет под тем же названием в С.-Петербурге в 1904 году, где и приводится большими кусками текста без ссылки на первоисточник. В 1905 году в Оптиной Пустыне один анонимный автор, назвавший себя «Составитель I. П...», выпустил в свет небольшую книгу, которая называлась «О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира».

Иеромонах Антоний писал в Предисловии к своему толкованию в 1892 году: «Это важно для простого народа, который как древесный лист, легковерно воспринимает всякие ложные объяснения и колеблется в понимании об антихристе. Благочестивый читатель! Без боязни принимай духовную пищу, предлагаемую сей книгой; оставь все сомнения, ибо сам убедишься в том, что мы обо всем говорим на основании слова Божия и толкований Святых Отцов и Учителей Церкви: Иоанна Златоуста, Андрея Кесарийскаго, Иоанна Дамаскина, Ефрема Сирина, Кирилла Иерусалимского, блаж. Феодорита, Августина и других. Что же касается высших и непостижимых тайн Божиих, то мы не осмелились их разрешать, предоставляя это право единой Божественной Церкви».

В 1899 году В. С. Соловьев написал «Три разговора. О войне, прогрессе и конце всемирной истории, со включением краткой повести об антихристе», где он существенно отступил от эсхатологического наследия Церкви.

Г. П. Федотов писал в 1926 году: «Произошло поразительное искажение перспективы. Уже плохо различают своеобразно-соловьевское в образе антихриста от традиционно-церковного. Антихрист «Трех разговоров» для многих стал образом каноническим. Кажется, что он просто транспонирован из Апокалипсиса в современный исторический план. И в свете этой иллюзии приобретает ложно-традиционный и канонический характер идея антихристова добра... Автор перерастает границы литературной формы и в своей Легенде говорит с вдохновением почти пророческим. Именно как пророчество она и была принята; как пророчество она живет в среде русской христианской интеллигенции, просачиваясь в широкие церковные круги... Для многих крушение русского царства оказалось равнозначным не только гибели России, но и гибели мира. Апокалиптические настроения легко овладевают умами, и в этих настроениях предсмертное произведение В.Соловьева приобретает неподобающее ему пророческое значение».

В 1904 году было издано толкование прот. Николая Орлова под названием «Апокалипсис. Опыт православного толкования», которое позже легло в основу комментариев к Апокалипсису в «Толковой Библии» А. П. Лопухина, впервые опубликованной в 1911 году.

В 1907 году было также опубликовано произведение Льва Тихомирова «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», где он касается в основном толкования 2 и 3 глав Откровения. Именно Тихомиров положил начало взгляду о том, что Послания семи церквам означают семь периодов или эпох в истории Церкви от ее основания до кончины мира.

Из послереволюционных известны толкования прот. Бориса Молчанова (написано предположительно в 1920 году), прот. Сергия Булгакова (впервые издано в 1948 году) и Архиепископа Аверкия (Таушев, † 1967 г.), а также сборник высказываний всевозможных авторов по поводу Откровения и христианской эсхатологии в целом в книге «Россия перед вторым пришествием», которая вышла в свет в 1993 году и дважды была переиздана в 1994 и 1998 годах с добавлением нового текста.

Ниже приводится список литературы, большая часть которой была использована в подготовке настоящего издания:

1. Андрей Кесарийский, «Толкование на Апокалипсис», Иосифо-Волоколамский монастырь, 1992 г.

2. Аверкий (Таушев) (архиеп.). Апокалипсис, или Откровение Святого Иоанна Богослова : История написания, правила для толкования и разбор текста. М.: Оригинал, 1991.

3. Аверкий (Таушев) (архиеп.), «Апокалипсис в учении древнего Христианства», Москва, Братство преп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, «Российское отделение Валаамского общества Америки», М., 2001.

4. Аверкий (Таушев) (архиеп.) «Современность в свете Слова Божия» Т. I.

5. Андрей (архиеп.) Кесарии Каппадокийской. Толкование на Апокалипсис святого Андрея, архиепископа Кесарийского. М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.

6. Барсов М. В. Сборник статей по истолковательному и назидательному чтению Апокалипсиса. М.: Изд. группа Свято-Троице-Серафимо-Дивеевского жен. монастыря «Скит», 1994.

7. Беляев А. Д.  О безбожии и антихристе: [В 2 ч.]. М.: Изд-во Спасо-Преображ. Валаам. ставропигиал. монастыря: Паломник.

8. Булгаков Сергий, «Апокалипсис Иоанна», YMCA-PRESS, Париж, 1948 г.

9. Булгаков С. Н. (прот.) Апокалипсис Иоанна (Опыт догмат. истолкования). М.: Православ. братство трезвости «Отрада и Утешение», 1991.

10. Глубоковский Н. Н. Благовестие христианской славы в Апокалипсисе св. апостола Иоанна Богослова Сжатый обзор. Jordanville (N.Y): Holy trinity monastery, 1966.

11. Ефрем Сирин, «Творения», Сергиев Посад, 1908 г.

12. Иванов Петр. Тайна святых Введение в Апокалипсис : Т. 1 и 2. М.: Паломник, 1993. Париж: YMCA-press, 1949.

13. Ириней Лионский, «Пять книг против ересей», Москва, 1871 г.

14. Ипполит святитель, епископ Римский, «Сказание о Христе и антихристе», Москва, 1868 г.

15. Ипполит святитель, епископ Римский, «Толкование на Книгу пророка Даниила», Казань, 1898 г.

16. Ипполит святитель, епископ Римский Творения.Вып.2. О Христе и Антихристе.О кончине мира. / репринтное изд. - Сергиев Посад: Св.-Троицк.Сергиева Лавра, 1997.

17. Иоанн Кронштадтский (Сергиев), «Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса», С.-Пб., 1904 г.

18. Исупов К. Г. Антихрист Антология. М.: Высш. шк., 1995.

19. Канатуш В. Я. Апокалипсис и второе пришествие: Комментарий в свете современности. М.: Благовестник, 1998.

20. Колесников А. Н. (свящ.). Тайновидец будущего: (Откровение Св. Иоанна Богослова и путь к его пониманию). Jordanville (N. Y.): Holy Trinity monastery, 1998.

21. Начало и конец нашего земного мира. Опыт раскрытия пророчеств Апокалипсиса: Ч. 1-2. М.: Изд. группа «Скит», 1995.

22. Ким Николай  (свящ.) Тысячелетнее Царство: Экзегеза и история толкования XX гл. Апокалипсиса. СПб.: Алетейя, 2003.

23. Мелетий Каламарас ; митр. Никопольский и Превезский  Печать антихриста в Православном Предании М.: Сестричество во имя Преподобномученицы Великой княгини Елизаветы, 2001.

24. Милеант Александр (прот.) Апокалипсис: Руководство к изучению Откровения апостола Иоанна Богослова. СПб.: Сатисъ, 2000.

25. Молчанов Б. (прот.) «Антихрист», Jordanville, 1960.

26. Нилус С. А. Близ есть, при дверех О том, чему не желают верить и что так близко

27. Орлов Николай, «Апокалипсис святого Иоанна Богослова», Москва, 1904 г.

28. Пастух Л. И. «Антихрист: материализация мистики в измерение времени». - Житомир: СМП «Житомир-Рико-Пресс-Реклама», 1996.

29. П..., И. авт. О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира. М.:  «Союзбланкоиздат»,  1991.

30. Рогозин П. И. Тайны Апокалипсиса.

31. Родион (свящ.). Когда наступит конец света? Н. Новгород: Вектор, Б. г.

32. Серафим (Роуз) (иером.), «Знамения времени. Тайны книги Апокалипсис». Братство преп. Германа Аляскинского, Платина, Калифорния, «Российское отделение Валаамского общества Америки», М., 2000.

33. Тихомиров Л. А. «Апокалиптическое учение о судьбах и конце мира», Сергиев Посад, 1907, том третий, стр. 75-83.

34. Фомин С. В. “Россия перед Вторым Пришествием”. - Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.

35. Феофан Затворник (святит.), еп., (Полтавский). Откровение об антихристе, изображение козней его и указание, кого он прельстил - СПб.: Братство свт. Геннадия Нов, 1996.

36. Придет ли Антихрист? М., Отчий дом, 1999.

37. Яворский Стефан  (Семен Иванович); митр. Рязанский и Муромский ; 1658-1772 «Сказание об антихристе. Догмат о святых иконах». Сост., общ. ред.: Петр Паламарчук М.: Паломник, 1999.

38. Ясиницкий Г. И., магистр теологии. Символика Апокалипсиса в преддверии дней антихриста: комментарий на книгу Откровение Иоанна Богослова - Сан-Франциско: Глобус (Русск. Национ. изд.), 1983.

39. «Апокалипсис - опыт подстрочного комментария». М., «Благовест», 2001.

40. «Толкования святых отцов на мессианские места Библии», М., Свято-Троице-Сергиева Лавра, 2000.

41. «Знамения пришествия антихриста, по учению Священного писания и толкованиям святых отцов и учителей церкви». М.: РППО «Союзбланкоиздат», Б. г.

42. «Толковая Библия», под редакцией А.П.Лопухина, в 11 томах, Петербург, 1904–1911 гг.

43. «Последние судьбы мира», «Учение об антихристе Св. Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского». Киев, 1994.

44. «О кончине мира», М., 1994.

45. «О последних событиях, имеющих совершиться в конце мира», Свято-Введенская Оптина Пустынь, 2002.

46. «Слово о кончине мира», Сибирская благозвонница, М., 2005.

47. «Учение Священного Писания и отцов Православной Церкви об антихристе», Тверь, 1994.

В библиографии использованы материалы статьи Андрея Мазуркевича с сайта http://www.apocalypse.orthodoxy.ru/.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ»


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В электронной библиотеке Вы можете прочитать книги, представленные в электронном виде. Печатные книги электронной библиотеки издательство "Новая мысль" не выпускает и не распространяет.

ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ. Кого и как «портят» колдуны.

"Не бойся, малое стадо!"О духовной брани в современном мире
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников.
Рок-музыка с христианской точки зрения. Eпископ Александр (Милеант).
Современные случаи чудесной помощи
Существует ли загробная жизнь?

СЛОВО О ИСХОДЕ ДУШИ И СТРАШНОМ СУДЕ. Св. Кирилла архиепископа Александрийского

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства
Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Сущность Христианства. Архимандрит Александр (Милеант)
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Тайны книги Апокалипсис. Отец Серафим (Роуз)

Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых". Архим. Иустин (Попович)

Смысл жизни. Семен Франк

Что такое послушание православного христианина. Н.Е. Пестов

Что такое святые мощи и как совершается их раздробление Священник Николай Романский
Пространный Катехизис, составленный Митроп. Московским Филаретом в доступном изложении
ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Справочник "Религии и Секты в Современной России"

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Размышления о Божественной Литургии

ТАЙНЫ ЗАГРОБНОГО МИРА

Книги священника Даниила Сысоева



Яндекс цитирования Rambler's Top100