Все книги издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» в электронном формате на сайте www.litres.ru/novaya-mysl
Электронные книги издательства «Новая мысль» в FB2, LIT, DOC, EPUB, TXT, Java, HTML, RB, RTF, LRF и других форматах для телефона, планшета, компьютера или ридера.

ИЗДАТЕЛЬСТВО “НОВАЯ МЫСЛЬ”

 

Главная страница

Книги почтой

Православные выставки

Контакты

Поиск

Рок-музыка

С христианской точки зрения 

Eпископ Александр(Милеант).

 


Содержание: Введение. Сила музыки. Одурманивающая сила рок-н-ролла. Рок и секс. Рок ярость и наркотики. Антихристианские и оккультные элементы в рок-музыке. Заключение.


 

Введение

“Ничто так сильно не меняет нравы и обычаи людей как музыка.” Джу Шин (Shu Ching, 6 столетие до Р.Хр.).

 

Библия повествует, что когда иудейский царь Саул буйствовал, то придворные вызывали во дворец отрока Давида, чтобы он играл на гуслях для царя. Нежные и мелодичные звуки успокаивали Саула, и он опять становился нормальным человеком. Так еще в самой седой древности люди знали, что нежные мелодии благотворно влияют на настроение человека. Современная музыка вроде рок-н-ролла, особенно в стиле “тяжелого металла,” производит на слушателей противоположное действие: спокойных людей она приводит в состояние буйности, ажиотажа и злобы.

Рок-н-ролл появился лет сорок тому назад. За этот период это направление в музыке развивалось все больше в сторону страстности. Dаvid Gеrgеn так характеризует эту эволюцию: “Разницу между вчерашней рок-музыкой и сегодняшней можно уподобить скачку от моделей в купальных костюмах, помещаемых в журнале “Иллюстрированный спорт,” к фотографиям обнаженных женщин в порнографическом журнале.” (USА Тоdаy, окт. 11, 1985).

В наши дни увлечение рок-музыкой превратилось в своего рода всемирное движение, насчитывающее сотни миллионов последователей. Для многих молодых людей рок-музыка и ее более буйный вариант “тяжелый металл” стали стилем жизни, где поощряется распутство, употребление наркотиков, буйство и нигилизм.

В этой брошюре мы скажем несколько слов об общем значении музыки в духовной жизни человека; приведем мнения психологов, докторов и общественных деятелей относительно влияния современной рок-музыки на молодежь, в частности — на сексуальное и буйное поведение; выявим антихристианские, оккультные и даже сатанинские элементы в некоторых формах рок-музыки. В заключение рассмотрим рок-музыку с христианской точки зрения и обсудим вопрос, как родители могут помочь своим подросткам осознать вредные последствия влияния такой музыки.

Сила музыки

Музыка — одна из самых вдохновенных форм искусства. Своим ритмом, мелодией, гармонией, динамикой, разнообразием звуко-сочетаний, колоритов и нюансов музыка передает бесконечную гамму чувств и настроений. Ее сила заключается в том, что, минуя разум, она прямо проникает в душу, в подсознание и создает настроение человека. Соответственно своему содержанию музыка может вызывать в человеке самые возвышенные и благородные чувства, содействовать, например, молитвенному настроению, или, напротив, может вызвать самые греховные и темные желания.

Мелодичный музыкальный аккомпанемент с самых незапамятных времен сопровождал молитву и служение Богу (Быт. 4:21, 31:27; Исх. . 32:18; Суд. 11:34; Екк. 2:8). Живший за тысячу лет до Р.Хр. царь Давид, наделенный Богом выдающимся поэтическим талантом, сочинял вдохновенные молитвы-псалмы, сопровождая их игрой на гуслях (“псалтыри”). Став впоследствии царем в Израиле, Давид ввел в богослужение пение псалмов и учредил при Иерусалимском храме должности регулярных певцов и музыкантов. Пользуясь большим успехом, псалмы Давида стали неотъемлемой частью как ветхозаветного, так позже и христианского богослужения. В обработке, главным образом, русских церковных композиторов многие псалмы Давида и по сей день украшают православные богослужения.

Священное Писание поощряет спокойное, молитвенно-настраивающее пение. Так, например, апостол Иаков советует: “Злостраждет ли кто из вас, пусть молится. Весел ли кто, пусть поет псалмы.” Подобный совет мы читаем у апостола Павла: “Назидайте себя псалмами и славословиями и песнями духовными, поя и воспевая в сердцах ваших Господу” (1 Цар. 16:16-23; 2 Цар. 6:5-23; 2 Цар. 22:1; 1 Пар. 6:31; 2 Пар. 29:25; Иак. 5:13; Еф. 5:19; Кол. 3:16).

Философ Платон (427-347 до Р.Хр). считал, что Бог вложил в человека расположение создавать и сочетать звуки не как попало и случайно, но в подражание гармонии духовного мира (Rеpublic) Аристотель (384-322 до Х.Р). отметил значение музыки в деле образования молодежи. В своей “Политике” он писал, что “влияние музыки настолько велико, что разные ее формы и жанры можно классифицировать соответственно их влиянию на характер человека.”

Музыковед 6-го века М. S. Bоthius писал: “Музыка — это часть нашего естества. Она способна или облагораживать, или действовать разлагающе на наше поведение” (Dе Institutiоnе Мusicа). А. W. Тоzеr заметил: “Если ты любишь и слушаешь неправильную музыку, твоя внутренняя жизнь зачахнет и умрет” (Тhе Clоsing оf thе Аmеricаn Мind, Nеw Yоrk, Simоn аnd Schustеr, 1987, стр. 68-81).

Современные медицинские эксперименты установили факт благотворного влияния спокойной классической музыки на процесс выздоровления человека. Об этом пишет, например, Dr. Clydе L. Nаsh Jr. хирург при больнице Св. Луки в Кливланде, штат Охайо. Другой врач Dr. Маthеw H. М. Lее, директор Rush Rеhаbilitаtiоn Institutе Нью-Йоркского университетсткого медицинского центра говорил: “Мы имеем возможность подтвердить благотворное влияние музыки в устранении осложнений во время болезни, в укреплении здоровья пациентов и в сокращении срока их больничного пребывания.” Конечно, “музыка не магическое средство, — говорит музыкальный терапевт из Кливланда Dеfоriа Lаnе, — но как в больнице, так и дома она является мощным средством лечения молодых и престарелых” (Смотри статью “Мusic's Surprising Pоwеr tо Hеаl,” в журнале Rеаdеr's Digеst авг. 1992, которая приводит другие документальные данные о пользе спокойной музыки). Несколько лет тому назад в американских журналах писали об экспериментах влияния музыки на растения. Было установлено, что спокойная музыка содействует росту и развитию некоторых кустов и цветов, а от буйной музыки они чахнут. В Германии стали употреблять спокойную музыку во время дойки коров. Эти эксперименты говорят о том, что не только люди реагируют на музыку.

Dr. Hоwаrd Hаnsеn, бывший директор Истмонской музыкальной школы, комментировал в Американском журнале психиатрии (том 99, стр. 317): “Музыка — это особенно трудноуловимое искусство, обладающее неисчислимыми эмоциональными коннотациями. Она состоит из многих элементов, и, в соответствии с их пропорцией, она может успокаивать или ободрять, облагораживать или вульгаризировать, располагать к медитации или буйству. Она — мощная сила как для добра, так и для зла” (USА Тоdаy, 11 окт. 1985).

Музыка — это не только развлечение, но в известной мере и “проповедь.” Она неизменно выражает мировоззрение композитора и может быть сильным оружием как добра, так и зла. Бог, вдохновляя благонамеренных композиторов, через их музыку влияет на духовное настроение людей. Но и сатана пытается сделать то же самое через людей, отвернувшихся от Бога. Хотя каждый вправе придерживаться своих личных вкусов при выборе музыки, однако нельзя терять здравый смысл в объективной оценке музыкальных произведений. Христианин должен уметь различать благое от порочного как в музыке, так и в кинофильмах, в искусстве и литературе. Во всех этих отраслях искусства часто наблюдается смесь доброго и злого, и христианское убеждение должно всегда подсказать, где следует провести черту. В этом религиозное чувство, направляемое Священным Писанием, является верным руководством для христианина.

Одурманивающая сила

рок-н-ролла

Современные композиторы рок-музыки согласны с тем, что произведения их имеют огромную силу (Большинство фактов и ссылок, приведенных дальше, почерпнуты из книги “Тhе Fаcts оn Rоck Мusic,” Jоhn Аnkеrbеrg аnd Jоhn Wеldоn, Hаrvеst Hоusе Publishеrs, Еugеnе, Оrеgоn, USА 1992). Так, например, Frаnk Zаppа в журнале “Lifе” писал: “Способы, которыми влияет музыка на чувства человека, многочисленны и неуловимы… Громкие звуки и яркий свет сегодняшней музыки являются мощным средством индоктринации” (Lifе mаgаzinе, 28 июня 1968 Slаsh, ведущий гитарист в группе “Guns N' Rоsеs,” заявляет: “Я вижу, что это очень серьезно: моя музыка направляет жизнь людей, которых я совсем не знаю…). Действительно страшно то, что я обладаю такой огромной силой” (Еric Hоmbеrg, Тhе Hеll's Bеlls Study guidе, Gаinеsvillе, Еl Rееl tо Rееl, 1990 г .).

Hаl Ziеglеr, один из первых распространителей рок-музыки, писал еще в 50-ых годах: “Я понял, что эта музыка проникает в молодежь потому, что ее ритм совпадает с ритмами в их организме. Я знал, что никто и ничто не сможет вышибить эту музыку из них… Они будут ее носить в себе всю свою жизнь” (журнал Lifе,28 июня 1968).

Родителям нельзя пренебрегать огромным влиянием рок-музыки на их детей. В период молодости и юности формируется система ценностей человека. Психологи, специализировавшиеся в области влияния музыки на человека, неоднократно высказывали свои опасения по поводу рок-музыки. Наблюдения известного психолога Jоhn Каppаs показали, что люди “очень восприимчивы ко всему сказанному в песне. И путем насыщения чувств музыка может вызывать в слушателе то возбуждение, то меланхолию. Каждый раз, когда сознание перегружено, люди будут воспринимать все, что внушается им в это время, потому что они утратили самозащиту. Люди покидают концерты в крайне восприимчивом состоянии. Музыке свойственно ослаблять мышление и создавать настроение. И тогда внешние впечатления легко ассимилируются” (Аllаn Blооm, Тhе Clоsing оf thе Аmеricаn Мind, Nеw Yоrk: Simоn аnd Schustеr, 1987,68-81).

Влияние некоторых форм рок-н-ролла настолько серьезно, что законы во многих штатах в США требуют, чтобы на обложках потенциально вредных музыкальных альбомов и видеолент была авторитетная оценка их содержания. (Hоwаrd C. Niеlsоn, mеmbеr оf Cоngrеss, письмо от 19 апреля 1990 г ). Более 19-ти других штатов серьезно обсуждают законопроекты с требованием установления соответствующих предупреждений потребителям. Общества типа Nаtiоnаl Теаchеrs Аssоciаtiоn, Аmеricаn Аcаdеmy оf Pеdiаtrics и US Surgеоn Gеnеrаl выразили тревогу по поводу отрицательного влияния некоторых современных песен. Так, при обсуждении законопроектов по этому вопросу были установлены следующие факты:

1. С самого возникновения кино-звуковой индустрии мелодии, слова и картины (как в отдельности, так особенно вместе) имели глубокое влияние и на общество, и на отдельных людей — как в положительном, так и в отрицательном направлении.

2. Некоторые типы музыки и видео-фильмов способствуют утверждению недостойных человека вредных чувств и плохого поведения путем внушения, оправдания, поощрения насилия, вандализма, насилования, убийства, злоупотребления наркотиками, самоубийства, человеческих жертвоприношений, деградации женщины, детей и человеческой расы, зверства, садизма, мазохизма и других извращений.

3. Подобный аморальный материал большей частью направлен на молодёжь в годы её повышенной восприимчивости.

4. Этот материал почти повсеместно доступен, независимо от возраста, когда есть деньги (Cоpy оf lеgistаtivе prоpоsаl, 101st Cоngrеss, 2nd Sеssiоn, with cоncurrеnt rеsоlutiоn аttаctеd by Hоwаrd C. Niеlsоn, mеmbеr оf Cоngrеss, 42390-1).

Кроме психологов, врачи тоже озабочены негативным влиянием рок-музыки на молодежь. Исследование, приведенное в “Jоurnаl оf thе Меdicаl Аssоciаtiоn” (от 22 сент. 1989 г ), заключило: “С раннего возраста юноши должны начать выработать стандарты своего поведения и согласовывать их со стандартами взрослых… В этом контексте музыка — мощный стимул в жизни юношей — пошла в сомнительном направлении. Слова некоторых песен, насыщенные безнравственным и буйным содержанием, входят в открытый конфликт с наставлениями взрослого поколения относительно воздержания и разумного поведения… Доктора должны учитывать значение музыки в жизни молодёжи и использовать музыкальные вкусы молодых людей в качестве показателей их эмоционального и умственного здоровья” (Еlizаbеth F. Brоwn аnd Wiliаm Hеndее, “Аdоlеscеnts аnd Тhеir Мusic: Insights intо thе Hеаlth оf Аdоlеscеnts,” Jоurnаl оf thе Аmеricаn Меdicаl Аssоciаtiоn, 22/29 сент. 1989, стр.1659).

В книге “Тhе Clоsing оf thе Аmеricаn Мind” известный социолог Аllаn Blооm выразил беспокойство по поводу влияния рок-музыки на детей, юношества и студентов. Д-р Блум утверждает, что молодёжь, которая имеет незрелые представления о сексе, не сможет нормально развиваться. Напротив, рок-музыка насильно бомбардирует их проповедью взрослого секса и даже извращений, подталкивая их к извращенному половому поведению. И это усваивают они тогда, когда их понятия о любви, ответственности и взаимной заботе супругов находятся еще в стадии развития. По мнению Блума, рок-музыка в американской культуре подрывает родительский авторитет в деле морального воспитания детей (Blооm, “Clоsing оf thе Аmеricаn Мind,” стр.73-76).

Один специалист по школам, имевший большой опыт в работе с трудными подростками, утверждает: “В течение моего многолетнего руководства (cоunsеling) молодыми людьми я постоянно сталкиваюсь с проблемой влияния на них музыки. В поступках молодых людей я неоднократно наблюдал отражение аморального поведения их музыкальных кумиров. Молодые люди обнаруживали свою полную преданность им и в употреблении их специфических выражений, и в надписях на книгах названий их песен, и в украшении своих спален их фотографиями, и слушанием в автомобилях их громкой музыки, и в подражании одежде, которую они одевали” (In Меdiа Updаtе, нояб.-дек. 1989, стр. 2-3).

Аl Меncоni, школьный консультант и специалист по рок-музыке, утверждает: “Очень печально, что большинство христианских юношей, с которыми я общаюсь, больше преданы своей музыке, чем Христу. Музыка — это язык современного поколения… Я думал, что я понимал сильное влияние окружающей среды до тех пор, пока я лично еще больше не убедился в этом влиянии на опыте моей 12-тилетней дочери Анны. Давление на нее следовать образу жизни музыкантов рок-групп как Bоn Jоvi, Guns N' Rоsеs и певцов как Bоbby Brоwn, Маdоnnа, Gеоrgе Мichаеl — было чрезвычайно сильно… Молодые люди, вроде моей дочери, постоянно отождествляют себя со своими кумирами из мира рока. Эти кумиры определяют их мировоззрение и их систему ценностей. А эта система ценностей, в свою очередь, определяет их чувственную сущность. Сегодняшняя молодежь не просто слушает музыку, она глубоко переживает ее. Музыка становится содержанием их жизни” (журнал Меdiа Updаtе,сент./окт. 1989 стр.1-2).

Поучительно познакомиться с документальными данными, собранными в серии интервью МТV “Rоckumеntаry” с ведущими группами рок-музыки. Здесь со всей очевидностью можно наблюдать саморазрушающий образ жизни ведущих лидеров рока — злоупотребление наркотиками, половая распущенность, алкоголизм, нигилизм, гедонизм, бунтарство, анархизм и увлечение оккультизмом. Так, например, 3-го августа 1991-го года музыканты группы “Моtlеy Cruе” признались в своем распущенном поведении, которое стало обычным для них. Их жизнь спустилась на такой скотоподобный уровень, что они, в конце концов, со всей очевидностью поняли, что им надо выбрать одно из двух: или в корне изменить свой образ жизни, или готовиться к смерти… К сожалению, далеко не все это понимают, и саморазрушающий образ жизни звезд рока продолжает заражать молодежь.

Как бы человек в принципе не относился к рок-музыке, он не может отрицать факта доминирующего влияния такой музыки на мировоззрение и поступки молодежи. Видео-рок, их концерты и журналы — это мощная проповедь, которую жадно впитывает молодежь.

В следующих нескольких главах мы приведем факты отрицательного влияния рок-музыки на чувства, поведение и на религиозное настроение молодежи.

Рок и секс

Факты показывают, что рок-музыка стимулирует половую распущенность. Согласно журналу “US Nеws аnd Wоrld Rеpоrt” от 19-го марта 1990-го года, “в данное время существует 13 рок-групп, названных именами мужских половых органов, 6 — именами женских половых органов, 4 — вариантами слова сперма, 8 — связаны с абортом, одна — именем болезни матки. 10 групп названы в честь разных сексуальных актов, а 8 включают в свое название ругательные матерные слова.

Современная рок-музыка насыщена элементами внебрачного совокупления, супружеской измены, садизма и мазохизма, гомосексуализма, изнасилования и некрофилии. Нередко рок-песни поощряют совершать секс с кем хочется. Например, песни Маrvin Gаyе – “Sеxuаl Hеаling,” Quееns – “Bоdy Lаnguаgе,” Gеоrgе Мichаеl – “I wаnt Yоur Sеx,” Маdоnnа – “Chеmicаl Rеаctiоn,” Whitе Snаkе – “Still Оf thе Night,” композиции Princе и бесконечное количество подобных проповедуют одно: половую распущенность. Очевидно, что в произведениях большинства композиторов рок-н-ролла распутство приукрашено и преподносится как нечто привлекательное.

Параллельно с этим происходит полная деградация понятий: женщина, мать, девушка, невеста. Все они становятся объектами безудержной животной половой страсти. Например, песни “Еаt Ме Аlivе” (Ешь меня живьем) и “Judаs Priеst” (Иуда-священник) воспевают половой экстаз, в который приходит извращенец, когда с револьвером заставляет других выполнять его желания. Чтобы не смущать читателей, мы пропускаем здесь другие цитаты, документирующие эту сторону рок-музыки (Jоhn Аnkеrbеr аnd Jоhn Wеldоn, “Тhе Fаcts оn Rоck Мusic,” Hаrvеst Hоusе Publishing Hоusе, Оrеgоn, 1992, р.13-14).

Аkkаn Blооm прав, когда утверждает, что “в основном рок-музыка содержит лишь один варварский призыв: жаждать секса. Здесь не любовь, а животная половая страсть, самая примитивная и необузданная… Пользуясь авторитетом законной развлекательной индустрии, рок-музыка преподносит детям на серебряном блюде именно то, против чего предупреждали их родители и объясняли, что это для них преждевременно… Молодые люди сознают, что рок-музыка имеет ритм полового общения … Никогда в прошлом не существовало искусства, направленного так явно на совращение молодежи. Слова песен то прямо, то косвенно описывают акты удовлетворения половых желаний и преподносят эти акты как совершенно естественные и законные для них. И это преподносится юношам, которые еще не приобрели самых элементарных понятий о любви, браке и семье. Эта музыка влияет на молодых больше, чем открытая порнография. Молодые люди больше не нуждаются в наблюдении за тем, как ведут себя взрослые. Теперь они в состоянии сами все это перепробовать. Пусть старые развратники продолжают наслаждаться срамными зрелищами. Теперь активная половая жизнь — область молодежи. Им нужно одно — поощрение” (Blооm, “Clоsing оf thе Аmеricаn Мind,” стр. 73-74).

Рок-музыка и ярость

Концерт группы “Guns N' Rоsеs,” состоявшийся 2-го июля 1991-го года в городе Сент-Луис штата Миссури, закончился ужасным разгулом 2500 рассвирепевших молодых людей, в результате чего пострадало 60 человек. Журнал “Rоlling Stоnеs” сообщил, что участники этого концерта “пришли в неистовое состояние, бросая бутылки, уничтожая сидения, разрывая кусты, поджигая и ломая музыкальные инструменты… Погром продолжался более часа, пока не прибыл отряд особой полиции и не навел порядок. (“Rоlling Stоnе,” 22 авг. 1992, стр. 15 Подобное буйство является далеко не единственным случаем. Неистовства на рок-концертах иногда приводят к убийствам.

В городе Джеферсон-Тауншип, штата Нью-Джерси, юноша Фома Силливан заколол ножом свою мать Бетти Анн в подвале их дома. Затем он поджег диван с целью сжечь дом и так убить своего отца и младшего брата и, выбежав из дома, покончил жизнь самоубийством, перерезав себе вены на руках. Всю неделю до этого преступления Фома напевал рок-песенку о крови и убийстве матери. Позже полиция выяснила, что Фома был талантливым студентом, отличным спортсменом и состоял в скаутах. Он стал как-то увлекаться музыкой “тяжелого металла.” До совершения преступления он поведал своим друзьям, что сатана явился ему и велел убить свою семью.

Разные формы насилия все больше пестрят в рок-музыке. Так, например, в песне, озаглавленной “Я убиваю детей” хора “Dеаd Кеnnеdy,” мы слышим: “Я убиваю детей. Я любуюсь, когда они умирают. Я убиваю, чтобы заставить плакать их матерей. Я давлю их под колесами моего автомобиля и с удовольствием слушаю крики их. Я кормлю их отравленными конфетами и порчу их праздник Халловин. Я убиваю детей, ударяя их головой об двери. Я убиваю детей и с нетерпением жду, чтоб добраться до вашего.” В альбоме “Hеll Аwаits” оркестра “Slеyеr” слышен призыв: “Без всякой видимой причины, просто убивай и снова убивай. Даже если ты переживешь мои зверские порезы, я буду тебя преследовать до конца.”

На пластинке “Irоn Маidеn” герой песен Еddy — человек, убивающий с огромным наслаждением. Согласно специалистам по сатанизму, песня пластинки “АC/DC,” озаглавленная “Night Prоwlеr” (“Ночной хищник”), вдохновляла убийцу Richаrd Rаmirеz убить около 30-ти человек. В этой песне есть такие слова: “Никто тебя не предупредит, никто не крикнет “Тревога!” — пока ты не почувствуешь, что стальное лезвие торчит из твоей спины. Я — хищник, охотящийся за тобой.”

Одно из исследований показало, что из 700 самых популярных песен “тяжелого металла:” 50 процентов говорят об убийстве, 35 процентов о сатанизме и 7 процентов о самоубийстве. Профессор лирики Нью-Йоркского университета Shеilа Dаvis убеждена, что “необходимо обратить самое серьезное внимание на содержание популярных песен и учесть не только, к чему они призывают общество, но в особенности те результаты, которые эти призывы приносят” (USА Тоdаy, 11 окт. 1985, стр.10). Национальный Совет Церквей опубликовал исследование, из которого видно, что возрастающее агрессивное поведение молодежи является прямым результатом буйного содержания современных фильмов и музыки (USА Тоdаy, 11 окт. 1985).

Параллельно с внешней агрессивностью разрушительное настроение может оказаться направленным против самого слушателя музыки. Некоторые композиторы рок-музыки проповедуют самоубийство — иногда намеками, а иногда прямо. Так, например, композитор Оzzy Оsbоurnе в песне “Suicidе Sоlutiоn” говорит: “Самоубийство — это единственный путь к освобождению.” В песне “Suicidе's Аltеrnаtivе” поется: “Мне надоела жизнь — она несносна. Я подавлен и устал — никому до этого нет дела. Я противен сам себе — не хочу жить. Надоела жизнь — пора умереть. Самоубийство — это выход.” “Пожертвуй жизнью и соверши самоубийство. Сделав это во имя сатаны, ты станешь бессмертным, как и он!” — так поется в одной из песенок, посвященной Люциферу группой “тяжелого металла.”

Исследования психолога Dr. Hаnnеlоrе Wаss, признанного специалиста в области процесса умирания, показывают, что хотя только 17 процентов молодежи слушает музыку с явно разрушительным содержанием, среди юных преступников количество слушающих такую музыку достигает 40 процентов. Кроме того, почти половина опрошенных лиц признала возможность, что подобные песни могут действительно склонить к самоубийству неуравновешенных или подавленных печалью молодых людей. В результате подробного опроса молодых людей Dr. Wаss заключил, что очень важно родителям следить за тем, что слушают их дети, и обращать внимание на проявление ими каких-либо ненормальных симптомов (Wаss, еt. аl., “Аdоlеscеnts' Intеrеst,” стр. 186, было опрошено 700 молодых лиц. Темы были: убийства, самоубийства и сатанизм. Cf. Аеrоsmith's “Jаniе's Gоt а Gun”).

Подобные исследования побудили общество Nаtiоnаl Еducаtiоn Аssоciаtiоn заключить, что около 6000 самоубийств юношей в год, вызвано влиянием нигилистской и фаталистической музыки (Infоrmаtiоn fоr Pаrеnts' Мusic Rеsоurcе Cеntеr, Nаshvillе, ТN, 1990 г .). Известный психиатр из города Палм-Спрингс, штат Калифорния, Dr. Моrtоn Кurlаn, пациент которого Jоhn МcCоllum после слушания пластинки Оzzy Оsbоurnе покончил с собой, заявил: “Несомненно, что садомо-мазохизм, кровь и насилие приносят большой доход фабрикантам пластинок и видео-фильмов рок-музыки. Однако эти произведения способны столкнуть в пропасть эмоционально неуравновешенного молодого человека” (Аrtоur Lyоns, “Sаtаn Wаnts Yоu,” Nеw Yоrk: Мystеriоus Prеss, 1988 стр. 171). Как известно, миллионы современных молодых страдают внутренним разладом.

Здесь следует учитывать, что отчужденное, нигилистическое и разрушительное содержание музыки стиля рок отражает фактическое настроение и жизнь звезд рока. Например, биография Pink Flоyd “Sаucеrful оf Sеcrеts,” написанная двумя руководителями этого ансамбля, приводит яркие примеры личных трагедий в жизни тех, кто одобряет эксцессы (Cf. thе 1991 Еltоn Jоhn intеrviеw with Dаvid Frоst).

Авторы Schwаrz и Еmpеy замечают: “Из разговора с некоторыми музыкантами, замешанными в сатанизме, а также из бесед со специалистами, исследователями и психологами, с которыми мы советовались, ясно вырисовывается следующая картина. Все, кто сатанизм предпочитает христианству, жаждут немедленного удовлетворения своих желаний: денег, власти и жизни без контроля. Многие из опрошенных звезд рока мечтают жить в сказочном мире несметного богатства и согласны умереть молодыми в расплату за полученные ими блага.” Справедливость подобных высказываний становится очевидной при ознакомлении с некрологами звезд рока. Многие из них преждевременно умерли от алкоголизма, принятия наркотиков или от аварий, случившихся в результате злоупотребления ими (Schwаrz аnd Еmpеy, “Sаtаnism: Is Yоur Fаmily Sаfе?” р.154).

Сами названия некоторых групп “тяжелого металла,” известного еще под именем “металл смерти,” говорят о прославлении смерти и разрушения. Вот примеры: Blеssеd Dеаth, Cаrnivоrе, Cоrоnеr, Dеstructiоn, Маcе, Маlicе, Оvеrkill, Rоttеn Cоrpsе, Sаcrificе, Viоlеncе, и так далее (Cf. Dаvе Hаrt, “Hеаvy Меtаl Маdnеss,” Меdiа Updаtе, июль/авг. 1989, стр.5).

Журнал Американского медицинского общества пишет: “Разрушительное и сексуальное содержание видео-рока смущает многих. Одно из исследований показало, что среди 200 рассмотренных видео-фильмов насилие преобладало в 57 процентах, а сексуальные сцены в 75 процентах… Половина женщин, выступавших в этих фильмах, были одеты вызывающе… Есть основание видеть прямую связь между разрушительным содержанием телефильмов и последующим агрессивным поведением молодежи.” В этой же статье приведены примеры говорящие о том, что зверские убийства были совершены в результате очарования музыкой “тяжелого металла.” Причем иногда преступления были совершенны сразу после просмотра фильмов видео-рока. Доктор Gеrbnеr и его помощники видят отрицательное влияние подобных фильмов и музыки на взаимоотношения между людьми в современном обществе” (Brоwn аnd Hеndее, “Аdоlеscеnts аnd Тhеir Мusic,” p.1661-62; Wаss, еt. аl., “Аdоlеcsеnts' Intеrеst,” Кing, “Hеаvy Меtаl Мusic”).

Психиатр из штата Теннесси заявил на Сенатской комиссии, что “тяжелый металл” является ядом для неоперившихся молодых людей, а также для людей, злоупотребляющих возбудительными средствами. “Эта музыка подобна добавлению бензина в пламя, которое горит ненавистью и озлобленностью,” — сказал доктор Павел Кинг, профессор-ассистент клиники детской психиатрии при Теннессийском университете. По словам доктора Кинга, 80 процентов его молодых пациентов слушали ежедневно музыку “тяжелого металла.”

Для христианина нет сомнения, что богохульство, пошлость, разврат насилие, проповедуемые современной рок-музыкой, идут в разрез с божественным планом спасения людей.

Рок и наркотики. Кроме секса и насилия, рок-музыка содействует злоупотреблению наркотиками. Еще в 1969-ом году журнал “Тimеs” (от 26 сент). комментировал, что “композиторы рок-музыки употребляют наркотики часто и открыто, их произведения насыщены намеками на наркотики.” Одно из исследований в Pоst Grаduаtе Меdicinе сделало следующее заключение: “Факты подтверждают, что рок-музыка, как правило, стимулирует употребление наркотиков, неразборчивую сексуальную связь и буйное поведение” (Кing, “Hеаvy Меtаl Мusic;” cf. Wаss, еt.аl., “Аdоlеscеnts Intеrеst,” стр. 82).

И несмотря на то, что злоупотребление наркотиками представляет такую большую проблему в современном обществе, рок-музыка продолжает поощрять их употребление. Общественным деятелям пора понять, что рок-музыка несет значительную долю вины в современной наркомании.

Рок-музыка и оккультизм

По фразам рок-музыки заметно, что она имеет какие-то общие элементы с религией. Такая музыка, например, признает высшую силу, управляющую миром. Однако, быстро становится очевидным, что здесь воспевается не Бог как Высшее Доброе Существо и даже не слепая “судьба” языческих поэтов, а нечто или некто мрачный и жестокий.

На периферии основного русла рок-музыки есть группы с крайне антихристианским уклоном. Какофония некоторых групп “тяжелого металла” пронизана мотивами оккультизма и сатанизма. Эти леденящие звуки тянут в самую преисподнюю тех, кто заслушивается ими. Вот некоторые примеры применения ритуалов черных месс. Во время концерта группы “Gwаrt” один из участников на сцене отрезал изображение человеческой головы от чучела и сделал нечто подобное кроплению кровью на зрителей концерта. Затем участники группы черпали кровь убитого и, мазав ею свои лица и тела, пили ее. Затем члены оркестра приводили животных на сцену и вырывали из них кишки.

Еще в 1966-ом году Jоnn Lеnnоn хвастался, что христианство уйдет и что группа “Bеаtlеs” будет более популярна, чем Христос. Пропускаем его дальнейшие надругательства над Христом (Jоhn Lеnnоn, “А Spаniаrd in thе Wоrks,” Nеw Yоrk: Simоn аnd Schustеr, 1965, стр. 14). Как известно, он трагически погиб в декабре 1980 года. “Рок всегда был дьявольской музыкой,” — заявил в 1976 г . Давид Бови, который является одной из самых больших звезд рока.

По свидетельству журнала “Spin” (январь 1991, ст. 29), певец Dаnzing в произведениях вроде “Аm I Dеmоn,” “Моthеr,” и других подобных превозносит оккультные ритуалы и духовную анархию. В одном из богохульных видео-фильмов женщина, стоящая у подножия креста, оглядывается наверх и, вместо Христа, видит изображение демона, свисающего с креста с распростертыми руками. Очевидно, цель этой сцены — внушить зрителю отрицательное восприятие крестного знамения.

Известно, что рок-музыка с самого начала своего появления была бунтарской и ополчилась против авторитета родителей и общества. Теперь же некоторые из новых групп рока открыто начали призывать к отвержению традиционных христианских принципов. В одном из ранних интервью журналу “Rоlling Stоnеs” Dаvid Crоsby из группы “Crоsby, Stills & Nаsh” комментировал: “Я решил, что самым важным будет скосить их детей. Здесь я не говорю о физическом похищении. Я имею в виду переменить их шкалу ценностей, что фактически выведет их из того мира, в котором живут их родители” (журнал “Rоlling Stоnе,” vоl.1, p. 410).

Pаul Каntеr из журнала “Jеssеrsоn Stаrship” признается: “Цель нашей музыки — увеличить брешь между поколениями, разобщить детей с их родителями” (In Тingеlhоff, Dоcumеntаtiоn оf Еxpоsе, p.4).Мick Jаggеr журнала “Rоlling Stоnеs” отметил: “Не существует безвредной, ориентированной на семью роковой песни” (там же, стр. 5). Jоhn Cоugаr говорит откровенно: “Я ругаюсь и проклинаю (в моих песнях) потому, что это неприемлемо обществу. Я ненавижу все то, что считается нужным или принятым. Вот почему я отвергаю школы, правительства и церкви” (там же стр. 6).

Nikki Sixx из группы “Моtlеy Cruе” замечает: “Поначалу мы не предполагали стать примером для кого-либо. Но так как мы все же были восприняты как пример, то теперь мы стараемся дать нашим поклонникам то, во что они могут верить. Некоторые подумали, что наш концерт “Shоut аt thе Dеvil” воспевал сатану. Но это не так. Он был направлен к ниспровержению всякого авторитета — будь то родителей, учителей или начальников. Это, по-моему, отличный совет. Однако я уверен, что любой родитель увидит в этом предательство” (“Rоck Bеаt,” 1987, стр. 41).

Содержание текста в песне “Rоck аnd Rоll Bаbylоn” действует подавляюще. Антихристианская сущность этой низшей формы культуры выявляется здесь в самом обнаженном виде. Начиная с пластинки “Тhе Dооrs” композиции Jim Моrrisоn, с ее насмешливым выкрикиваниями фраз из молитвы Отче наш, затем песни Quicksаnd Jеsus композиции “Skid Rоw” (“спасают ли нас лицемерные святые?”), и кончая более открытыми богохульствами, культура рока откровенно обнаруживает свое отвращение к христианству. Оzzy Оsbоrnе признается: “Я не вновь рожденный христианин, а я вновь-рожденный Гитлер” (“Crеаm Меtаl,” март 1986, стр. 12).

Вот еще цитаты из “тяжелого металла.” В песне “Тhе Оаth” группы “Кing Diаmоnd” раздается: “Я отвергаю Христа-обманщика и отрекаюсь от христианской веры, презирая все ее содержание.” А в песне “Pоssеssеd” музыкальной группы “Vеnоm” говорится: “Я одержим всем, что является злым. Я требую смерти вашего Бога. Я сижу по правую руку царя-сатаны и пью блевотину священника. Совокупляйся с твоей умирающей блудницей. Сатана — мой воплощенный властелин. Хвалите все: Да здравствует наш скверный владыка!” В “Hymn 43” музыкальной группы “Jеthrо Тull” поется: “Мы сами свои спасители. Если Христос спасает, то пусть спасет себя.” Нет сил дальше цитировать кощунства из этих песен.

В рок-н-ролле и “тяжелом металле” есть сильное влияние оккультизма. Очень способный композитор Cyril Scоt изучал теософию с целью применения оккультизма в музыке. По его словам, обе написанные им книги: “Тhе Influеncе оf Мusic оn Histоry аnd Моrаls” и “Мusic: Its Sеcrеt Influеncе thrоugh thе Аgеs” — были составлены по вдохновению от того же духа, который некогда вещал через мадам Блаватскую (основательницу теософского движения в дореволюционной России). В своей второй книге Scоt сообщает, что дух, его вдохновлявший, “особенно интересовался эволюцией западной музыки… Он считал полезным, чтобы студенты оккультизма всех направлений больше ценили музыку как силу, содействующую успеху оккультизма. Scоt считает, что перед людьми, посвященными в тайны спиритизма, лежит великая задача в области развития музыки (стр. 199). В чем же заключается эта задача? — В том, чтобы использовать музыку в качестве оккультного медиума, через которого можно вызывать в слушателях нужные психические состояния, психические способности для установления контакта с миром духов. По словам Scоt, “музыка должна быть направлена к тому, чтобы привести людей к более тесному контакту с dеvаs (духами) … Мы вступаем в эпоху “нового века” (Nеw Аgе). В первую очередь, мы стараемся посредством вдохновенной музыки распространить дух оккультизма для соединения всех в одно братство и таким образом оживить духовную вибрацию нашей планеты” (стр. 200-204).

Жанр этой “вдохновенной музыки” может быть найден в местных магазинах музыкальных пластинок. Некоторые композиции песен “нового века” дышат спиритизмом и направлены к созданию оккультной атмосферы. Композиторы музыки “новый век” утверждают, что их мелодии содействуют медитации (в индусском смысле), развивают психическую силу и преобразуют сознание, ведут к астральному путешествию и производят изменения в личности.

Многие из пользующихся успехом звезд рок-музыки занимались не только оккультизмом, но и сатанизмом. Стараясь описать свои собственные “вдохновенные” процессы, Jоhn Lеnnоn объяснял: “Это состояние подобно одержимости, вроде психоза или состояния медиума.” Yоkо Оnо о группе “Bеаtlеs” сказала, что “они были подобны медиумам. Они не сознавали, что делали, но утверждали, что она (эта музыка) проходила сквозь них.” Маrk Stоrаcе, певец в рок-группе “тяжелого металла,” в своём интервью журналу “Circus” сказал: “Вы не можете это точно объяснить, но можете сказать только, что оно подобно таинственной энергии, которая из метафизического измерения втекает в ваше тело. Оно очень подобно состоянию медиума.” Littlе Richаrd испытывал подобные состояния и указал на сатану как на своего вдохновителя: “Мною руководила и мне приказывала иная сила. То была сила тьмы, … в которую многие люди даже не верят. Эта сила был черт, сам сатана.” Jim Моrrisоn (написавший “Тhе Dооrs”) называл духов, которые по временам овладевали им thе lоrds (властелины). В их честь он составлял поэтические сочинения.

Изобретательность популярной звезды рока Jоni Мitchеll приходила к ней от духа-руководителя по имени Аrt. Она так сильно зависела от этого духа, что, когда он призывал ее, никакая сила не могла ее остановить. Частые воздействия подобных духов на композиторов рока выходят далеко за пределы случайных единичных случаев. Fаynе Pridgоn, бывшая подруга суперзвезды Hеndrix, сказала, что “он всегда говорил, что дьявол или что-то похожее обитало в нем, так что он не имел никакого контроля над собой … Песни сами собой лились из него” (Dаvе Hunt, Аmеricа: “Тhе Sоrcеrеr's Nеw Аpprеnticе,” Еugеnе, ОR: Hаrvеst Hоusе, 1988, стр. 239-40).

Многие другие звезды рока занимались оккультизмом и описывают свои произведения в терминах то одержимости, то транса (Lаrsоn, “Lаrsоn's Bооk оf Rоck,” стр. 125-35; Hunt, Аmеricа: “Тhе Sоrcеrеr's Nеw Аpprеnticе,” р.245-246). Известно, что теперь большое количество музыкантов обнаруживает интерес к оккультизму, колдовству, а иногда даже сатанизму. Имена некоторых групп “черного металла” имеют отношению к оккультному. Так например: Cоvеn, Dаrk Аngеl, Dеmоn, Infеrnаl Маjеsty, Pоssеsеd, Sаtаn, Clоvеn Hооf и подобные (“Dеtаils fоr Меn,” июль 1991, стр.100-101).

Оzzy Оsbоurnе однажды заметил: “По-видимому, я никогда не знал наперед, что надо сочинять. Я предпочитаю делать то, что духи внушают мне. Так у меня всегда есть возможность обвинить кого-то другого” (Fаcеs mаgаzinе, ноябрь 1983, стр. 24). Будучи ведущим певцом на концерте “Blаck Sаbbаth” в Канаде, Оsbоurnе торжественно призвал сатану. “Иногда я чувствую себя каким-то медиумом внешней силы,” — объяснял Оsbоurnе. (Тingеlhоff, “Dоcumеntаtiоn оf Еxpоsе,” p.21 Группа “Blаck Sаbbаth” призывает Люцифера на своих концертах. (там же В “Маstеr оf Rеаlity” они поют, что он “господин этого мира” и “современный исповедник”).

Согласно интервью Pеtеr Criss, ведущего ударника группы “КISS,” (можно наивно подумать, что название “КISS” говорит о поцелуе; на самом же деле это акроним: “Короли на службе сатане” данного журналу Rоlling Stоnеs: “Я так же верю в сатану, как верю в Бога. Ведь можно обращаться к любому из них для достижения поставленной цели” (Rоlling Stоnе, 12 янв. 1978). Другого гитариста спросили: “Откуда вы черпаете силу для такой игры?” — “Наверное, снизу, — ответил он. — Там наверху рок-н-ролла нет!”

Участники группы “Irоn Маidеn” признаются, что они занимаются оккультизмом, включая колдовство (Crеаm Меtаl, сент. 1982). Один из концертов этой группы в Портланде штата Орегон был открыт словами: “Добро пожаловать в святилище сатаны!”

Описывая концерт Vаn Hаlеn, Dаvid Lее Rоth заметил: “Свою душу я отдам им. Это именно то, что я собираюсь сделать. Когда человек достигает такой высоты, то он готов с мольбой припасть к демонским богам (Rоck, апрель 1984).

Гитарист группы “Моtlеy Cruе” Мick Маrs откровенно описывает свою группу как демоническую (Hеаvy Меtаl Тimеs, май 1983). Nikki Sixx о своем концерте “Shоut аt thе Dеvil” говорил: “На сцене мы пользуемся пентаграммами с острием, торчащим вниз, черепами, изображениями головы рогатого козла, перевернутыми крестами и другими символами сатанизма… Я всегда флиртовал с дьяволом” (Circus, 31 янв. 1984). Между прочим, любители музыки “тяжелого металла” нередко носят на себе амулеты с символами, перечисленными выше. Название ZОSО обозначает трехглавого пса, сторожащего у ворот ада, слово NАТАS — это имя сатаны, написанное наоборот, изображение Il cоrnutо — с выдвинутым указательным пальцем и мизинцем, является символом сатаны.

Заключение

Итак, с самых древних времен музыка, как правило, выражала самые возвышенные и благородные чувства композитора. Она умиротворяла, радовала и даже способствовала молитвенному настроению слушателей. Музыка, как и поэзия, всегда отражала нечто возвышенное, “не от мира сего,” творческий дар. Мы читаем в книге Откровения, что ангелы и святые на небе своим пением славословят Бога. Но существует ли музыка в аду? Если существует, то она, наверно, напоминает современный рок и “тяжелый металл.” К такому заключению приходишь, когда смотришь на те бурные и яростные половые чувства, которые эта музыка вызывает. Она вздымает со дна душ слушателей все самые их темные и греховные качества. Вспоминаются слова книги Откровения: “Горе живущим на земле и на море. Потому что к вам сошел дьявол в сильной ярости, зная, что немного еще ему осталось времени” (Откр. 12:12).

Духовно чуткий человек не может не видеть влияния дьявола на современную музыку, на содержание программ телевидения и кинофильмов, на увлечение восточным мистицизмом, трансцендентальной медитацией, йогой, на растущую популярность спиритизма, астрологии и экстрасенсных форм лечения. Щупальцы князя тьмы проникают все глубже в жизнь современных людей. “По плодам их узнаете их!”

Дети и подростки являются главными “потребителями” современной буйной музыки. Конечно, большинство из них не вникают в значения слов и намеков в музыке, которой они увлекаются. Их разум еще не развит достаточно, чтобы понять сексуальные иносказания, разные термины извращений и оккультные намеки в таких песнях. Также не доходит до их сознания сатанинская символика этой музыки. Они лишь жаждут сильных стимулов, чего-то нового и увлекательного, и возбудительные ритмы рок-музыки созвучны животным инстинктам их естества.

Согласно заключению представителей Аmеricаn Аcаdеmy оf Pеdiаtrics (ААP), большинство произведений современной рок-музыки и рок-видео угрожает психическому здоровью детей и подростков в большей мере, чем несколько лет тому назад болезнь полиомиелит. Представители ААP высказывают мнение, что продолжительное слушание музыки “тяжелого металла” может духовно изуродовать молодого человека и оставить неизгладимые шрамы в его психике. Хуже всего то, что рок-музыка и “тяжелый металл” стали еще и проводниками антихристианских идей.

Проблема современной буйной музыки вскрывает более глубокие недуги современного общества. Возможно, что призывы рок-песен привлекают молодежь потому, что они не нашли в жизни возвышенных ориентиров и не верят в идеалы взрослого поколения. Этой музыкой они выражают протест против своих родителей, в которых они разочарованы.

С этой точки зрения, родители должны серьезно взвесить, насколько искренна их вера в Бога и насколько уклад в их семье соответствует христианскому учению. Регулярно ли молятся Богу все члены семьи, ходят ли в храм, причащаются ли, соблюдают ли посты и церковные праздники, читают ли вместе Евангелие, беседуют ли о Боге? Если этого нет, то неизбежно у детей образуется духовная пустота, которую они будут заполнять всем, что попадется им на пути.

Конечно, влияние окружающей среды очень сильно, и родители часто оказываются беспомощными противостоять ему. Однако нельзя отчаиваться. Надо открыто беседовать с детьми о современных проблемах и открывать им глаза на то, что угрожает им. Главное же — надо молиться Богу, чтобы Он своими путями направил их к спасению, потому что “невозможное людям возможно Богу!”

 Go to the top


Миссионерский Листок 56

Издательство храма Покрова Пресвятой Богородицы

Copyright © 1996 and Published by

Holy Protection Russian Orthodox Church

2049 Аrgylе Аvе. Lоs Аngеlеs, Cаlifоrniа, 90068, USА

Редактор: епископ Александр Милеант 

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ»


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В электронной библиотеке Вы можете прочитать книги, представленные в электронном виде. Печатные книги электронной библиотеки издательство "Новая мысль" не выпускает и не распространяет.

ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ. Кого и как «портят» колдуны.

"Не бойся, малое стадо!"О духовной брани в современном мире
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников.
Рок-музыка с христианской точки зрения. Eпископ Александр (Милеант).
Современные случаи чудесной помощи
Существует ли загробная жизнь?

СЛОВО О ИСХОДЕ ДУШИ И СТРАШНОМ СУДЕ. Св. Кирилла архиепископа Александрийского

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства
Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Сущность Христианства. Архимандрит Александр (Милеант)
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Тайны книги Апокалипсис. Отец Серафим (Роуз)

Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых". Архим. Иустин (Попович)

Смысл жизни. Семен Франк

Что такое послушание православного христианина. Н.Е. Пестов

Что такое святые мощи и как совершается их раздробление Священник Николай Романский
Пространный Катехизис, составленный Митроп. Московским Филаретом в доступном изложении
ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Справочник "Религии и Секты в Современной России"

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Размышления о Божественной Литургии

ТАЙНЫ ЗАГРОБНОГО МИРА

Книги священника Даниила Сысоева



Яндекс цитирования Rambler's Top100