Все книги издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» в электронном формате на сайте www.litres.ru/novaya-mysl
Электронные книги издательства «Новая мысль» в FB2, LIT, DOC, EPUB, TXT, Java, HTML, RB, RTF, LRF и других форматах для телефона, планшета, компьютера или ридера.

ИЗДАТЕЛЬСТВО “НОВАЯ МЫСЛЬ”

 

Главная страница

Книги почтой

Православные выставки

Контакты

Поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ

Личность антихриста

«Самый решительный признак кончины мира есть явление антихриста, описанное в Послании к Солунянам (к Фессалоникийцам): Ибо тайна беззакония уже в действии, только [не совершится] до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего того, которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением погибающих за то, что они не приняли любви истины для своего спасения.

Кто будет это — антихрист? Следуя апостолу, надо понимать, что это будет существо личное — лицо, ибо он называется сыном беззакония и действует как лицо. Кто он будет? Из слов апостола видно, что это будет обладатель, соединяющий в себе власть светскую (мирскую) и духовную, ибо сидеть будет во храме. Как он будет действовать? Противно Христу и весьма лицемерно, так что прельстил бы избранных, если бы было возможно; будет в близком сношении и тесной связи с диаволом. Возможно ли это для человека? Опыты показывают, что возможно: есть люди, которые из видов корысти предаются диаволу и делаются одним духом с ним. Как в лице Иисуса Христа явил свои действия свет — так в лице антихриста покажет свое учение и действие тьма. Он будет снабжен силою, знамениями и чудесами ложными. Как можно совместить чудеса с ложью — чтобы они были чудеса и вместе с тем ложные? Чем отличаются эти чудеса от истинных? Они будут производиться искусством, хитростью и обольщением диавола в нашей чувственной сфере, так же как и между людьми фокусники могут делать чудесные вещи. Диавол может делать более их, ибо он лучше них знает силы природы. Напротив, истинные чудеса свыше — их производит всемогущая воля Божия. Если бы пред нами раскрылись все силы природы, то мы тотчас же могли бы отличать истинные чудеса от ложных.

Впрочем, антихрист будет все скрывать и выдавать ложь за истину; видно и то, что он прямо пойдет против всего священного и Божественного, ибо поставит себя выше всего, что называется Богом или священным центром религии и богослужения. Можно ли представить такое безумие в людях, чтобы они могли этому поверить и последовать? Опыт, к несчастью, это подтверждает. Французская революция представила нечто весьма схожее с этим будущим явлением: Бога изобразили в лице бесстыдной женщины, но, однако, нашлись люди, которые любовались этим бесстыдным торжеством разума. Поэтому можно наверняка полагать, что и тогда, при конце мира, во время антихриста, хватит у людей невежества, бесстыдства и безумия, чтобы внимать этому льстецу и следовать его учению. С неверующими в него он будет поступатъ иначе: пред ними снимет он личину кротости, как тиран будет мучить их. И все те погибнут пред кончиною мира, которые не приняли любви истины для своего спасения. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Словом, это будет человек (антихрист) во всем противоположный Христу — оттенок Христа, только в противоположном виде. Здесь-то видна будет верность того мнения, что диавол подражает Богу во всем, но только противным образом. Так, во Христе было явление Бога во плоти; в антихристе он (диавол) также явит свои действия. Вообще, сущность учения библейского об антихристе состоит в том, что он будет человек злой, направляющий ложные пророчества и чудеса против Христа и против религии, требующий себе поклонения, как представителю Божию, имеющий концом своим погибель; ибо Спаситель убьет его Духом уст Своих и упразднит явлением пришествия Своего. Сражения с антихристом не будет. Иисус Христос не удостоит его этой чести, а упразднит его одним пришествием, т. е. придет Христос истинный, и этот призрак исчезнет подобно мраку, исчезающему при восходе солнца. Время царствования антихриста, как видно из Апокалипсиса, буцет непродолжительное и прекратится ради избранных. Замечательна сила следующих слов: Чтобы прельстить, если возможно, и избранных.

С первого взгляда кажется, что в словах этих нет мысли. Но что значит здесь возможность? Возможность по отношению к знамениям и чудесам, а невозможность по отношению к избранным. По законам обыкновенного ума человеческого чудеса будут таковы, что должны бы заставить веровать. Вот возможность! Но в избранных есть, как говорится в слове Божием, семя свято — дух, спасающий их и тогда, когда рассудок, оставленный самому себе, не мог бы не согласиться на известное предложение, — вот невозможность! Со святыми бывают такие минуты, когда они верят, по словам ап. Павла, сверх надежды, как верил Авраам, т. е. иногда рассудок непременно требует оставить известное дело, признавая его нехорошим и неудобньм, между тем, они продолжают делать это, следуя тайному содружеству с ними Святаго Духа; и это, как теперь, так и тогда — при конце мира, не позволит избранным увлечься лестью и коварством духа злобы; следовательно, все люди, не имеющие внутри себя обитающего Духа, лишенные святого семени, увлекутся антихристом. Средством против него служит твердость и неизменность веры в Господа нашего Иисуса Христа.

Вообще, кто захочет ему (антихристу) противиться, тот найдет средства, или, лучше сказать, того Господь наделит и средствами, и силами, и ведением к познанию козней и хитростей лжепророка. Ибо если диавол употребит все свое усилие в это последнее время, то, без сомнения, и Бог не дремлет и не спит хранящий Израиля. И потому кто увлечется им (антихристом), тот сам будет виновен в своей погибели. Заметить можно из великих судов, уже совершившихся в мире, что Промысл Божий в такие эпохи всегда спасает преданных Ему особенным образом, например: во время разрушения Иерусалима христиане изведены были в Пеллу и не участвовали в бедствиях иудеев».

«Сама приставка «anti» (анти) в греческом языке может иметь два значения: «против» и «вместо». По отношению к антихристу оба эти значения правомочны, потому что антихрист, согласно церковному учению, есть противник Христа, а с другой стороны, тот, кто пытается поставить себя на место Христа. В Священном Писании само это наименование употребляется двояким образом. В широком смысле слово «антихрист» — это всякий, «отвергающий Отца и Сына», «а всякий дух, который не исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, не есть от Бога, но это дух антихриста...», то есть всякий, кто отрицает Богочеловечество и Богосыновство Иисуса Христа, может быть назван антихристом. В этом смысле «...появилось много антихристов...». Но в строгом смысле это наименование употребляется в отношении к определенному лицу, о котором также говорит ап. Иоанн Богослов: «...вы слышали, что придет антихрист...» (1 Ин. 2, 18)».

«Некоторые стараются доказать, что под именем антихриста, упоминаемого в Священном Писании, нужно понимать или целое общество беззаконников, или их преемственность, или антихристианский дух и учение, или же, наконец, все это вместе.

В истории имели место мнения, что антихрист не есть личность, а просто некая боговраждебная сила. Такое мнение высказывал, например, Мартин Лютер; на русской почве его воспроизводили раскольники-беспоповцы.

Но такое мудрование ложно. Ясное учение как Св. Писания, так и Церкви Вселенской, обличая неправоту заблуждающихся, несомненно показывает, что антихрист, в собственном смысле этого слова, будет одно определенное лицо, а не какое-либо общество или противохристианское направление. «Хотя антихрист (учил св. И. Дамаскин) есть и всякий неисповедующий, что Сын Божий пришел во плоти, что он есть совершенный Бог, и сделался совершенным человеком, не переставая быть Богом, но в собственном смысле и преимущественно называется антихристом тот, который придет при кончине века... человек, имеющий... принять на себя все действо сатаны».

В Св. Писании находятся ясные и несомненные указания на то, что, кроме многих антихристов или противников Христа, будет еще антихрист, как лицо особенное.

Это можно видеть в словах Христа, сказанных к неверующим иудеям: «Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете». Здесь Господь иного противопоставляет Себе, действия иного во имя свое — Своим действиям во имя Отца, неверие иудеев в истинного Мессию — их вере в иного. А так как Господь Иисус Христос есть истинное и единое лицо, то и под иным, имеющим придти во имя свое нужно понимать также одно определенное лицо.

«Но о ком это Он говорит: придет во имя свое? Здесь Христос, — отвечает св. Иоанн Златоуст, — намекает на антихриста... Если вы преследуете Меня, говорит Он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом. Он ничего подобного не будет говорить, т. е. что послан от Отца, что пришел по воле Его; но совершенно напротив, насильственно будет похищать все, ему не принадлежащее, и называть себя богом над всем (2 Фес 2, 4). Это именно и значит, что он придет во имя свое».

«Господь говорит неверующим Ему (Ин. 5, 43), под другим, — пишет святой Ириней Лионский, — разумея антихриста, который чужд Господа: ...переселит царство в Иерусалим и сядет в храме Божием, обольщая поклоняющихся ему, как будто он Христос».

К антихристу, как особенному и чрезвычайному противнику Христову, относят эти слова св. Кирилл Александрийский, Бл. Феодорит, Феофилакт, архиеп. Болгарский и св. Златоуст, который их так изъясняет: «О ком это Христос говорит: придет во имя свое? Здесь Христос указывает на антихриста... Если вы преследуете меня, говорит он, из любви к Богу, то гораздо более следовало бы так поступить с антихристом... он насильственно будет похищать все ему не принадлежащее и называть себя Богом над всем». Подобно восточным, и западные древние отцы и учители церкви видели в этих словах Спасителя предречение об антихристе, как особенном и чрезвычайном противнике Христовом, которого иудеи примут за Мессию. Так изъясняют слова эти, между прочим, св. Амвросий Медиоланский, блаж. Иероним и бл. Августин.

«Апостол Павел в своем втором послании к солунским христианам оставил ясное учение о лице и свойствах антихриста — этого врага Христова.

Среди солунских христиан распространился слух, будто в самом непродолжительном времени наступит пришествие Господа и собрание к Нему верных христиан для встречи грядущего Христа, причем, быть может, даже указывалось через сколько именно месяцев или дней наступит оно. Апостол не говорит, когда будет это пришествие, но он хорошо знает и поэтому утвердительно пишет, что дню Господню будут предшествовать два великой важности события: отступление (от веры), т. е. полное развитие беззакония, которое обнаружится непосредственно пред наступлением дня Господня и явление антихриста.

Откроется человек беззакония, — свидетельствует он, — сын погибели... явится беззаконник..., его же пришествие по действу сатанину. Самый образ выражения греческой речи в этих словах представляет антихриста, как определенного человека. Апостол называет его человеком беззакония, то есть, чрезвычайным беззаконником, злодеем безбожником в особенном и крайнем значении этого слова. Кроме того, апостол здесь же говорит, что антихрист сядет в церкви Божией, будет выдавать себя за Бога, творить знамения и чудеса, для обольщения тех, которые не прияли любве истины. Свойства эти не могут быть относимы к обществу, а приличествуют одному лицу. — Рассматриваемые слова апостола относили к антихристу, как лицу особенному, святой Ириней и ученик его, святой Ипполит. Святой Кирилл Иерусалимский, предложив вопрос об антихристе: «Кто же это такой?» — отвечает, что в этом случае нужно прибегнуть к учению апостола Павла, и рассуждает об антихристе, как особенном человеке и орудии дьявола. Святой Златоуст на основании слов апостола Павла говорит об антихристе: «Кто же таков он? Сатана ли? Никак: но человек, некоторый, приемлющий все его действо». — Блаж. Иероним, Феодорит Кирский, святой Иоанн Дамаскин — все, на основании этих слов апостола, единогласно говорят об антихристе, как особенном человеке.

Святой апостол и евангелист Иоанн, которому открыты были последние судьбы мира, пишет: как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов. Святой Иоанн в этих словах указывает христианам признаки последнего времени. Такими признаками поставляет он, во-первых, имеющего явиться антихриста, во-вторых, уже появившихся противников Христовых: о первом говорит в числе единственном, а о вторых — во множественном. А это показывает, что он различает антихристов вообще от антихриста в смысле особенном. Кроме того, об одном антихристе апостол говорит только как об имеющем придти, но еще не существующем: антихрист грядет; напротив, о многих антихристах свидетельствует, что они уже появились: быша. Тайнозритель, конечно, знал, что и после него в Христовой церкви появятся многие еретики и лжеучители, подобные появившимся при нем: следовательно, если бы хотел указать здесь под именем антихриста не лицо особенное, а только вообще лжеучителей, то или совсем не упомянул бы о нем, или сказал бы так же, как и о существовавших в его время, то есть, что «антихрист грядет», в числе множественном.

Притом апостол Иоанн, когда говорит о многих появившихся антихристах, то не проставляет перед их наименованием определенного члена, и этим дает знать, что он разумеет здесь всех вообще противников Христовых в целой их совокупности. Напротив, когда говорит о грядущем антихристе, то ставит перед его наименованием член, показывая этим, что он разумеет некоторое особенное, определенное лицо. Это свидетельство святого Иоанна об антихристе, как определенном лице, столь ясно и непререкаемое, что неправомыслящие обходят его молчанием.

Итак, Священное Писание ясно учит, что под именем антихриста в смысле собственном нужно понимать особенного и чрезвычайного врага Христовой церкви, который по существу своему будет лицом отдельным, человеком, а не каким-либо обществом или сборищем безбожников».

 

Происхождение антихриста

«По преданию, антихрист произойдет из народа иудейского и будет являться потомком Дана, одного из 12 сыновей Иакова. Пророчество патриарха Иакова о Дане и его потомках звучит следующим образом: «Дан будет змеем на дороге, аспидом на пути, уязвляющим ногу коня, так что всадник его упадет назад. На помощь Твою надеюсь, Господи!» Не менее страшные слова о Дане содержатся у пророка Иеремии: «От Дана слышен храп коней его, от громкого ржанья жеребцов его дрожит вся земля; и придут и истребят землю и все, что на ней, город и живущих в нем».

В Откровении апостола Иоанна (в главе 7) перечисляются запечатленные от всех колен Израилевых, и среди перечисляемых колен не упомянуто колено Даново, что тоже рассматривается как прикровенное указание на то, что из колена Данова будет антихрист.

Существует ложное мнение, что антихрист будет воплощением сатаны: подобно тому, как Господь воплотился от Девы, и сатана в последние времена тоже воплотится в человеке. Это мнение Православной Церковью не разделяется. Св. Иоанн Дамаскин пишет: «Не сам диавол сделается человеком, подобно тому, как вочеловечился Господь, да не будет! Но родится человек от блудодеяния и примет на себя все действования сатаны, ибо Бог, предвидя будущее развращение его воли, попустит диаволу поселиться в нем». Слова св. Иоанна Дамаскина согласны с учением Священного Писания об антихристе: «которого пришествие, по действию сатаны, будет со всякою силою и знамениями и чудесами ложными (2 Фес. 2, 9».

 

Нравственный облик антихриста

«Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?» (2 Фес. 2, 3–5).

«Человек беззакония, пребеззаконный, пропитанный беззаконием, сущность которого — беззаконие. Беззаконно родится, беззаконно будет жить, сам беззаконствуя и расширяя беззаконие всюду, в беззаконии и погибнет. Он будет полное осуществление беззакония, и ничего в нем не будет, кроме беззакония. Не одно только богоборство будет отличать его, хотя оно будет очевиднее всего, а всякий грех. «Человеком беззакония назван он, потому что совершит тысячи беззаконий, и других доведет до совершения их» (Златоуст). «И сам много нагрешит, и других многих введет во многие грехи» (Экумений).

Но он будет человек, как и всякий другой, из души и тела состоящий, только полное орудие сатаны. Не сатана в образе человека, и не воплощение сатаны, а человек, в котором будет жить сатана, и действовать через него, как орудие свое всепослушное. Св. Златоуст спрашивает: «Кто же он будет? Ужели сатана?» И отвечает: «Нет, но человек некий, который воспримет всю его силу (энергию)». То же и Экумений: «Не сатана будет антихрист, а человек, сатаною обладаемый и действуемый (осатаненный). Он будет какой-нибудь еврей, искусный в магии и составлении специй».

Сын погибели, погибельный, в пагубу себя произвольно отдавший и идущий в нее, с сознанием того, что погибнет. У нас похожи на это фразы: пропащий человек или отчаянный. Таков был и Иуда; таков и сей зверь из бездны, который после богоборства в пагубу пойдет. Фраза «сын погибели» может означать и крайнее развращение, но это в отношении к антихристу сказано уже в слове «человек беззакония»; здесь уже указывается на жалкий конец его. Но не сам только он погибнет, а и других многих введет в пагубу. Прельстит их следовать своей воле и учению, и тем сгубит, как ниже говорится. Будет находить удовольствие в том, чтобы увлекать других в пагубный путь свой; вся забота его будет о том, как бы побольше сгубить людей. «Сыном погибели назван потому, что и сам погибнет» (Златоуст); «И сам погибнет, и других ввергнет в пагубу» (Экумений); или «послужит для них виною пагубы» (Феодорит).

Антихрист будет противник Богу и Христу Господу. Можно: противник всякой истине, и особенно истине христианской, и, следовательно, спасения рода человеческого; но это одно и то же. Св. Златоуст называет его Богопротивник, у св. Иоанна Богослова он именуется антихристом. Это слово может означать еще вместобожник, т. е. вместо Бога себя ставящий, равно как и антихрист — может означать и вместо Христа себя выставляющий. Последующие слова апостола оправдывают это. Он во всем будет противником Богу и Христу, всему Божескому и христианскому, чтобы на место их поставить, или заставить себя почитать за Бога и Христа. Вот слова св. Златоуста: «он будет каким-то Богопротивником — отвергнет всех богов, и велит поклоняться себе вместо Бога». Феодорит говорит пространнее: «губитель человеков (сатана) подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприяв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного принять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и богом, обличая лживость так именуемых богов, которых сам поддерживал в протекшие века».

«Антихрист, благодаря своему воспитанию, с самых юных лет усвоит принципы развратной и нечестивой жизни. Отцы Церкви полагают, что с самого раннего детства он будет вверен магам, которые внушат ему свои правила и научат его тайным наукам. По примеру Иисуса Христа, он будет проводить сокровенную жизнь до времени своего общественного появления. К нему относится слово пророка Даниила: И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестъю овладеет царством. Апостол Павел обрисовал его нравственный облик в таких словах: противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Итак, антихрист будет прежде всего человеком противления — оппозиции. Он объявит себя открытым врагом Бога, и, главным образом, Иисуса Христа: в этом его призвание. Затем он вооружится против Церкви, которая есть Царство Христа, против священства и его представителей — против епископов и священников; он внесет дух возмущения против всякого религиозного авторитета.

Далее, по апостолу Павлу, антихрист будет воплощением гордости. Если мы правильно понимаем мысль апостола, то для этого честолюбца недостаточно будет, чтобы народы считали его за бога: он будет искать, он будет требовать для себя везде и от всех воздаяния божеских почестей. Всякая религия должна будет преобразоваться в его религию, под страхом быть уничтоженной без всякого сожаления. Если где-нибудь будет воздвигаться храм или жертвенник, то это должно строиться только для него, для жертвоприношений ему, для почитания его и курения ему фимиама. Это безумие гордости превзойдет всякую меру и сделается позорным благодаря своему бесстыдству. К этому образу антихриста Отцы Церкви присоединяют некоторые другие черты, которые делают его еще более мрачным. «Антихрист, — говорит святой Кирилл Иерусалимский, — превзойдет в своей злобе всех нечестивцев и всех злых, которые предшествовали ему». По мнению других православных богословов сын погибели не сделает ни одного хорошего дела, подобно тому как Господь наш Иисус Христос не совершил ни одного злого, — антихрист будет погружен во зло.

Антихрист также будет соблазнять мир своим развратом. Пророк Даниил предсказывает это в следующих словах: И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен ни даже божества никакого неуважит; ибо возвеличит себя выше всех.

Но этот текст в применении к антихристу имеет еще и другой смысл: он означает как жестокость и тиранию будущего антихриста, так и его безрелигиозность и нечестие.

Человек греха будет обладать чудесной способностью скрывать свои преступления и казаться пред людьми самым добродетельным, он будет удостоин высочайших почестей, достойный на самом деле самого глубокого презрения. С этой способностью притворяться и лицемерить он будет соединять врожденный сильный гений и увлекательное красноречие. По мнению некоторых богословов (например, Анзельма), мудрость антихриста будет удивлять всех, кто станет его слушать. Он будет обладать глубоким знанием Священного Писания и иметь представление о тайнах различных искусств».

«Пред самым пришествием Христовым, когда человечество будет в состоянии страшного религиозного и нравственного падения, когда зло распространится по всей земле, явится антихрист и откроет беспощадную борьбу против Церкви Христовой и вместе с тем — против Самого Бога и своею деятельностью завершит меру зла и окончательно приведет человечество к неизбежной гибели.

Борьба между двумя диаметрально противоположными царствами (царством света, добра и царством тьмы, зла) будет становиться все обостреннее, и, в конце концов, пред самою своею погибелью боговраждебный мир в предсмертной агонии так разовьет свою враждебную энергию, что дальнейшее существование настоящего миропорядка сделается совершенно невозможным. Все злое и боговраждебное в мире сконцентрируется в одном лице антихриста, который и сделает последнюю попытку ниспровергнуть Царство Христово и занять место Бога».

Да не обольстит вас никто и никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление (ή αποστασία) и не откроется человек (ο άνθρωπος — одно определенное лицо) греха, сына (ό υίός) погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога.

Апостол желает выразить ту мысль, что сколь ни великою гордостью отличались некоторые личности, но всех их превзойдет своею гордостью антихрист. В последнем гордость будет сверхчеловеческою, сатанинскою. Он объявит себя богом, при ясном сознании, что он — не Бог, что есть особое, отличное от него Существо, Которое есть действительно Бог. В акте самообоготворения антихриста будет играть роль единственно его необычайная, диавольская гордость. Для него невыносимо, что есть Существо, к Которому люди относятся с благоговением и обращаются с молитвою. Гордому духу антихриста желательно, чтобы он — и только он один — был всем для людей и чтобы никого более не признавали они за высшее существо, кроме его — антихриста. И вот потому-то возгорается в нем адское желание уничтожить на земле поклонение истинному Богу и Христу и на пьедестал славы и величия, доселе занимаемый истинным Богом, поставить себя самого.

«Здесь (2 Фес 2, 3–4) он говорит об антихристе, — замечает святой Иоанн Златоуст, — и открывает великие тайны... Называет его и человеком беззакония, потому что совершит тысячи беззаконий и побудит других к совершению их. Α сыном погибели называет его потому, что и он сам погибнет. Кто же он будет? Ужели сатана? Нет, — но человек некий, который воспримет всю его силу... Он не будет приводить к идолослужению, а будет богопротивником, отвергнет всех богов и велит поклоняться себе, вместо Бога, и будет восседать в храме Божием, — не только в Иерусалимском, но и повсюду в церквах, выдавая, говорит, себя за Бога».

«Назвал же его (антихриста), — пишет блаженный Феодорит, — человеком беззакония, потому что по природе он — человек, приявший в себя всю действенность диавола, а сыном погибели, потому что и сам погибнет и для других послужит виною погибели, ибо губитель человеков подражает вочеловечению Бога и Спасителя нашего; и как Господь, восприняв естество человеческое, совершил наше спасение, так и он, избрав человека, способного приять в себя всю его действенность, покусится обольстить им всех людей, именуя себя Христом и Богом... Храмом же Божиим апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за Бога. Это предвозвещал и божественный Даниил».

 

«Превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею»

«Писав к Коринфянам, ап. Павел употребил выражение: «называемого Богом», в том смысле, что их называют богами, а они не суть боги. Там ему надлежало показать ту истину, что у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым все, и мы Им.

Здесь у апостола другая цель. Он хочет показать не истинность единого Бога против всех ложных богов, а дух превозношения антифея и антихриста надо всем, что почитается богом. Потому «называемый бог» есть здесь всякое существо, которое в то время люди будут почитать богом… Над всем этим антихрист будет возвышаться, давая понять конечно, что всякий чтимый бог — ничто в сравнении с ним, и что его одного должно чтить как Бога. Изречения эти апостол мог заимствовать у пророка Даниила, который пишет: «Вознесется и возвеличится выше всякого божества, и о Боге богов станет говорить хульное и будет иметь успех, доколе не совершится гнев: ибо, что предопределено, то исполнится. И о богах отцов своих он не помыслит, и ни желания жен, ни даже божества никакого не уважит; ибо возвеличит себя выше всех».

Святыня (чтилище) есть предмет благоговейного религиозного чествования, предмет или божески чтимый, или ради Бога чтимый, т. е. или божество, или храм, священные вещи и действия, все входящее в чин богопочтения внешнего. Антихрист сочтет недостойным себя всякий вид богопочтения, какой застанет среди людей, все их презрит, отвергнет и, конечно, заведет свой новый: ибо Богом себя выставит, а Бог без богопочтения не бывает. Первая мысль здесь уместнее, но и второй можно не чуждаться; ибо что он сядет в храме, как бог, есть уже часть чина богопочтения, как видится, главная, источная, по которой будет учреждено и все другое; чем заменится всякое другое богопочитание.

 

«В храме Божием сядет он, как Бог»

Церковь здесь храм, здание. Какой же это храм? Вот ответы древних толковников: Св. Златоуста: «Будет восседать в храме Божьем, не Иерусалимском только; но и повсюду в церквах». Феодорита: «Церковью Божьей апостол называет храм, в котором антихрист восхитит себе председательство, покушаясь выдать себя за бога».

Феофилакта: «В храме сядет, не Иерусалимском собственно, а просто в церквах Божьих и во всяком храме Божьем». Будет же где-нибудь центральное место действования антихриста, и будет конечно определенный момент, в который он явит себя таким. Главный храм того места и подразумевает апостол. В этом храме и воссядет он, как Бог; а затем будет садиться в таком значении и во всяком другом храме, который встретит лично. Или, может быть, в одном храме лично воссядет, в других же свое восседание засвидетельствует каким-либо иным способом. В Апокалипсисе говорится об образе зверином. Не его ли всюду поставят в храмах? Само собою разумеется, что если он произведет широкое отступление от христианства, то заберет с христианами и храмы. Как в них после сего оставаться христианскому строю и чину неуместно будет, то заведут что-либо новое, по духу нового бога. И тут первое место будет занимать то, чем будет означаться восседание антихриста в храме. В какое же место сам придет, там сам лично воссядет, как Бог. Всячески в словах апостола предрекается факт, а не выражается идея.

 

«Выдавая себя за Бога»

Такой окружит себя помпой в храме, такую даст себе обстановку посредством призрачных знамений, что все приставшие к нему увидят в этом проявлении будто бога, как некогда Ирод, облекшись в одежду царскую и сев на судилище пред народом, показался последнему чем-то необыкновенным, так, что чудилось, будто и голос у него не человеческий, а божеский. Св. Златоуст говорит: «Будет стараться показать себя богом; ибо совершит великие дела и явит великие знамения». Экумений: «Всякие покушения употребит — делами, знамениями и чудесами явит, будто он бог».

 

«Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это?»

Прервал апостол речь, как замечено уже, и не договаривая, что пока этого всего не будет, не придет Господь, обращает внимание Солунян к тому, что лично говорил им, и давая им самим дополнить не конченную речь. Говорил об этом, об этих обстоятельствах, предшествовать имеющих пришествию Господню. Говорил, а они забыли: в этом укор и урок дорожить словом, исходящим из богодухновенных уст. Забыли, или, может быть, перетолковали, сбиты будучи распространившимися ложными речами, и смешав понятия о ежечасном ожидании Господа с решительным наступлением дня Господня. Так св. Павел во всем помянутом о явлении антихриста ничего не сказал нового. Все то объяснял он в первой проповеди. Следовательно, учение о конце мира с обстоятельствами, ему предшествующими и последующими, т. е. речь о Втором Пришествии Христовом, суде, рае и аде, составляла неотъемлемую часть первоначального благовествования и предмет неотложный первого верования. Следовательно, далее нельзя легкомысленно относиться к этим предметам, и содержа другие члены веры, позволять себе строить своеличные о том воззрения, помимо учения, апостолами преданного и Церковью хранимого.

Заметим мимоходом, что об антихристе нигде не говорится с такой определенностью, как здесь. Но не случись недоумений у Солунян, св. Павел не написал бы о том, довольствуясь личной речью к Солунянам, и веря, что они хорошо и верно помнят сказанное им. Если бы теперь слово апостола об антихристе дошло до нас не в Писании, а через предание от Солунян, слово истинно Апостольское и богодухновенное, и мы содержали бы это учение по одному преданию; с какой бы глубокомысленной важностью выступали против нас не принимающие преданий — инославные, обличая в веровании неопределенной молве предания, как они имеют обычай выражаться? Они уже и здесь успели нечто нагадать от своего смышления. Св. Павел здесь только говорит с такой определенностью, а в других посланиях уже не упоминает об этом. Следовательно, говорят, апостол изменил образ оглашения первой проповедью и воздерживался уже говорить потом об обстоятельствах Второго Пришествия. На самом деле следует из этого только то, что апостол не писал более с такой определенностью, хотя упоминал во многих местах; не писал же потому, что подробно объяснил все в первой проповеди, упоминая и о возможности уклонения от истины подобно Солунянам и тем предотвращая заблуждение, а потому и повод писать о том».

 

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

ТАЙНА ЧИСЛА ЗВЕРЯ

 

Число имени зверя — 666 — один из самых таинственных образов Апокалип­сиса.

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18).

Относи­тельно того, что означает число 666, которое в том единственном месте, где оно упоминается, названо прямо числом зверя, можно сказать только то, что, без сомнения, и оно, как все апокалипсические числа, имеет свой частный и определенный смысл и при исполнении пророчества будет впол­не понятно, но теперь можно гадать только о символическом значении его; и вот мы отдаем на суд читателей несколько своих мыслей об этом предмете.

Кроме Откровения, в Библии лишь единожды упомянуто это число: из­раильский царь Соломон собирал дань с покоренных им народов в размере 666 золотых талантов (мера веса), то есть этот образ связан с земной славой и богатством. Многие толкователи, пытаясь разгадать имя антихриста, придерживаются теории цифрового шифра, основанной на том, что в древних языках цифры обозначались буквами. Исследователи пытались найти такие слова, сумма числового значения букв которых составляла бы число зверя. Среди различных версий предпочтение отдается словосочетанию «кесарь Нерон» (имя жестокого гонителя христиан — императора Нерона, правивше­го Римской империей в середине I века). Именно в этом императоре многие христиане видели прообраз грядущего антихриста.

Другое распространенное толкование — чисто символическое.

Исследуя числа Библии, мы убеждаемся в том, что не все числа, встречающиеся в Библии, надо понимать в буквальном смысле, ибо некоторые из чисел носят явно символический характер.

Один — обозначает единство, исключающее разли­чие. С числом один связана мысль о единстве Бога.

Два — символ раздвоенности и различия, но вместе с тем мы усматриваем в этой же цифре принцип со­гласия, содружества.

Три — мистическое число, имеющее в себе начало, средину и конец. Число три символизирует Божествен­ную Троицу и является числом Божьей полноты.

Три с половиной — число семь, разделенное пополам, означающее разрыв, беспорядок, незаконченность и несовершенство.

Четыре — космическое число, обозначающее четыре стороны света, четыре фазы луны и т. д. Это число — символ земли и всего видимого физического мира. Мы встречаем в Писании 4 ветра у Даниила, 4 животных у Иезекииля, 4 реки в Едеме и др.

Пять — половина десяти, означает полумеру и меньшинство.

Шесть — символ человеческой ограниченности, неудачи, провала… Число это в представлении древних ев­реев связано с безвыходным тупиком, обреченностью и гибелью.

Семь — число Божественного совершенства, закон­ченности и полноты; символ Божественного порядка, а также совокупность чего-то в одном лице.

Восемь — на один больше семи и потому означает избыток, «сверх предела», «сверхъестественное». Восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. В Библии упоминается восемь случаев воскресения из мертвых и т. д.

Десять — основа десятичной системы исчисления. У человека десять пальцев на руках и ногах. Десять — символ ответственности человека пред Богом: 10 запо­ведей Синайского законодательства, «десятина» матери­ального служения Богу и т. д.

Двенадцать — самое распространенное число в Библии. Число это означает взаимоотношение Бога с че­ловеком и людскую организованность: 12 колен Израилевых, 12 источников в пустыне, 12 камней из Иордана, 12 блюд, чаш, кадильниц, 12 апостолов, 12 жемчужных во­рот в Новом Иерусалиме. 144.000 —производное от 12-ти, умноженного на 12.000, означает — полное число спасен­ных, Богом избранных.

Семьдесят — число семь; умноженное на десять, т. е. число Божие, умноженное на число человеческое. Это «число связано с понятием «множества»: 70 священных сиклей, 70 старейшин, 70 лет пленения, 70 учеников, высланных на проповедь и т. д.

Конечно, мы не имеем права догматизировать значение всех чисел, но во многих местах Библии символическое значение того или другого числа ясно до очевидности.

Отвечая на вопрос, что такое число «666», мы долж­ны прежде всего сказать, что число это дано здесь, как «знак» или «признак» и должно быть принято нами, как таковое, а не как некая арифметическая задача, мудреная загадка, крестословица, шарада или ребус. Мы должны твердо помнить, что Священное Писание не име­ет ничего общего ни с такими загадками, ни с нашей че­ловеческой расшифровкой этих загадок.

Для того, чтобы перечислить все, накопившиеся за многие столетия толкования, догадки и предположения, связанные с этим числом «666», можно было бы напи­сать увесистую книгу. В поисках разгадки этого числа «666» люди часто пользовались исчислением еврейским, греческим, римским, арабским и др. и во многих слу­чаях находили, что количество и значение букв того или другого имени, «без всякого сомнения», соответствовало общей сумме: «666». В результате, «антихристами» оказалось несколько папских имен, Антиох Епифан, Кон­стантин Великий, Нерон, Наполеон, Муссолини, Сталин и др. Общему итогу отвечали также имена нарицательные: Бездарный вождь, Древний завистник, Неправедный аг­нец, Царь Израильский и множество других, им подобных.

Обратим наше внимание на то, что число «666» свя­зано здесь с именем антихриста: «имя зверя», «число имени его». Это не просто какое-то «клеймо», а «имя», определяющее внутренний склад того, кому оно дано. Имя, в первоначальном его значении, — это характер, сердечное состояние, скрытая духовная сущность чело­века, получившего это имя.

Мы видели уже, что число «6» — символизирует ог­раниченность, отсутствие должной полноты, законченности. Это — символ нашей человеческой испорченнос­ти и несовершенства. Число «6» у евреев такое же «несчастливое число», как у язычников число «13». С чис­лом «6» у евреев связано множество всяких суеверий. Человек был создан в 6-й день и потому несчастен, — говорят евреи. Пятница — 6-й день недели; 6-й час дня — полдень знойный. Евреи избегали и боялись этого числа.

Число «7», напротив, рассматривалось счастливым. С ним связывалась суббота и множество праздников. Число «7» — число законченности, совершенства, пол­ноты. Число «6» самое ближайшее к числу «7», но оно всегда останется самим собою и никогда не достигнет полноты.

Все, на что может быть способен человек, без благо­дати Божией, все, чего он может добиться и достигнуть, все это может быть выражено числом «6». Человек, мо­жет сам, без Бога, многое изобрести, многое открыть, создать, много осуществить, но на всех его достижениях, как некое клеймо, стоит число 6. Только Бог способен превратить наше человеческое интеллектуальное «6» в Его благодатное «7». В жизни верующих людей «6» оз­начает «жизнь по плоти»; «7» — «жизнь по духу».

Число «6», трижды рядом поставленное и превращенное в «666», означает то, что и сам антихрист, каким бы ни казался могущественным, в своем действии, он про­явит все те же свойства невозрожденного, плотского, без­благодатного человека, но только в бесподобно увеличен­ном объеме.

Без возрождения свыше и благодатной перемены сердца самый нравственный, моральный, честный, поря­дочный человек в очах Божиих — только «666» и ниче­го больше. Христос сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух», или другими словами: «рожденное от плоти — «666», рожден­ное от духа — «777». Число «777» — это то, «единое», чего не было у богатого законника, которому Христос сказал: «одного недостает тебе»... «недалек ты от Царствия Божия»… Каждому погибающему грешнику Бог предлагает сегодня: — вручи твое «666» и ты получишь от Меня «777».

При любом прочтении этого апокалипсичес­кого образа Церковь никогда не заявляла, что само число 666, в арифметическом смысле, яв­ляется чем-то скверным.

Апостол Иоанн, знавший символику Библейских чисел, не имел никакого затруднения в определении «имени или «сущности» антихриста. И напрасно праздные людские умы старались усматривать в этом имени антихриста сложную головоломку, мистическую цифру или загадочную кличку. «Это число человеческое»... Человеческое — «шесть» вместо Божественного — «семь».

Мир духовный, как и мир естественный, подчинен неумолимым Божественным законам: «что общего у све­та со тьмою?», «неправедные Царства Божия не насле­дуют»... Богач «в аде, будучи в муках» хотел нарушить один из этих Божественных законов, но услышал в от­вет: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»...

«Число зверя или име­ни зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинствен­ный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный об­раз мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зве­рем. Иметь имя зверя или число имени его, в таинственном значит испо­ведать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от про­чих. Потому это имя зверя не может быть именем какого-нибудь особен­ного лица. Что значит это символическое число или имя, это может вер­но объяснить только Виновник этого Откровения, а собственные наши толкования будут иметь значение только догадки».

«Хотя нам известно, что это число превратится в действительно сатанинский номер лишь после заявления антихриста, многие уже сейчас руками и ногами открещиваются от него, опасаясь того, что таким образом попадут под антихристово влияние. До тех пор, пока антихрист сам не заявит о себе, этот страх определенно безоснователен».

«В наши дни этому числу пытаются придать значение большее, нежели оно того заслуживает, заявляя, что 666 имеет силу и духовный смысл печати антихриста. Однако, как мы уже сказали, печать должна появиться лишь после пришествия человека беззакония, во второй период его правления. И лишь тогда это обычное число, которому никак не может быть присущ духовный смысл, сыграет определенную роль, поскольку в нем будет заключаться указание на имя антихриста, которое нам пока неизвестно.

Святой Ириней Лионский, древний учитель Церкви, полагал, что этим числом подводится итог истории человечества, на всем протяжении которой действовала тайна беззакония, то есть процветало всякое отступление, неправда и лукавство, лжепророчество и обман, по причине чего и постигнет этот мир пагуба и он сгорит в огне.

Во времена святого Иринея (II в. по Р. Х.) думали, что история человечества от сотворения мира насчитывает 6000 лет. Поэтому то, что число 666 состоит из шести сотен, десятков и единиц, по его мнению, знаменует собой отступление от Бога, которое было в начале, в середине и будет в конце времен. Это число означает человека, находящегося во вражде с Богом и не желающего войти в седьмой день покоя, в который почил Бог от трудов Своих (Быт. 2, 2), а стремящегося занять Его место.

Первое отступление произошло, когда Адам захотел стать как Бог, поверив змию. Второе отступление, длящееся и поныне, складывалось из многих событий и происходило в различные периоды истории: во дни Ноя, во времена строительства Вавилонской башни, при царях Ахаве, Навуходоносоре, на протяжении всей истории Римской империи, в эпохи насильственной исламизации христианского Востока, Ренессанса, коммунистических революций. Третье же отступление произойдет в конце времен, оно будет последним, и за ним наступит конец света.

Отступление Адама несравнимо с беззакониями более поздних времен — ведь Адам покаялся и был прощен Богом, и Господь вывел его с Евой из ада после Своего славного Воскресения. Третье отступление окажется самым страшным и по масштабу, и по последствиям, превзойдет оба предшествовавших и завершит развитие тайны беззакония.

Так святой Ириней объясняет духовный символизм числа 666, но это объяснение, к сожалению, сегодня не привлекает особого внимания. Многие забывают, что христианам не подобает бояться антихриста, напротив, они должны быть готовыми к его пришествию. Мы должны помнить, что мы люди слабые, маловерные, склонные ко греху, полные страстей, но при этом не пугаться. Нам нужна постоянная борьба с самими собой, потому что без навыка этой ежедневной борьбы мы сдадимся и сделаемся добровольными отступниками. Не стоит думать, что мы какие-то особенные, не такие, как прочие люди.

Нам необходимо трезвиться. Вспомним, что священник от лица всех христиан просит Господа: «Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди» (молитва 2-я коленопреклоненная на вечерне праздника Пятидесятницы). В духовной жизни нет ничего более гибельного и ошибочного, чем самоуверенность, упование на собственный разум, вера в то, что спасение зависит от наших усилий.

И цифра 666 напоминает нам о возможности падения и отречения от Бога, о том, что мы склонны к заблуждениям, находимся в опасности отступить от Христа, внутренне удалиться от Него. Избежать этого можно, лишь прося у Бога просветить нас и шествуя путем смирения, послушания Церкви и поста».

Святой Ириней говорил, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам».

Св. Ириней учит, что не следует без всякой нужды гадать об имени, которое, конечно, с нарочитой и осо­бенной целью сокрыто от нас. «Немалая опасность угрожает тем, — гово­рит святой отец, — которые ложно присваивают себе знамение имени ан­тихриста. Ибо если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты или, думая, будто еще нет того, кого надлежит осте­регаться. Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе означенное число и все-таки этот воп­рос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключа­ющих в себе это число, то спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист. Это я говорю не по недостатку имен, содер­жащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Еванфас содержит искомое число, но я ничего о нем не утверждаю. И имя Латинянин имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее цар­ство носит это название; ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан, если написать пер­вый слог посредством двух греческих гласных Ε и I, наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв в каждом слоге по три буквы, но древне и не употребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто по­читаемых у греков и варваров, не имеет такого имени, но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном и содержит некоторый намек на мщение и на мсти­теля, так антихрист представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кро­ме того, это имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к ти­рану. Посему, если имя Титан имеет так много в свою пользу оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако же, не решусь утвердительно объявить это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объяв­лено тем самым, кто и видел Откровение. Ибо Откровение было незадол­го до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Доми­циана. Он (ап. Иоанн) показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, что он; имя же его умолчал, потому что недостойно быть возвещенным от Духа Святого.

Немецкий экзегет Н. З. Гофман, соглашаясь со св. Иринеем в том, что число антихристово должно быть рассчитываемо по числовому дос­тоинству греческих букв в имени, замечает, однако, со своей стороны, что это счисление недоступно каждому времени. Только когда явится последний сатанинский миродержец, люди, имеющие для счисления необхо­димую способность и понимание, весьма легко найдут и поймут число антихристово, так как все, что каса­ется цены или счета, имеет свое время. Для каждого же времени остает­ся несомненным, что шестиричное число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666 три раза повторен­ное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с нею и новый день вечного мира.

Поэтому не следует теряться в догадках, отыскивая время явления анти­христа или стремясь узнать его имя, прилагая число имени его к именам разных исторических личностей: все эти догадки не приведут ни к чему. Но по причине этой возможности предусмотреть приближение последних скорбей, нам, христианам, нужно, по слову апостола, облечься в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес. 5, 8) для того, чтобы быть гото­выми предохранить себя от коварства антихриста, который, явившись незадолго до кончины мира, будет орудием диавола в гонениях на святую Христову Церковь. В то же время должно молиться Господу Богу, да сподобимся избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36).

 

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

ТОЛКОВАНИЕ ПРОРОЧЕСТВ АПОКАЛИПСИСА О ЗВЕРЕ ИЗ МОРЯ

Антихрист и его предтеча, великий лжепророк, называются в Апокалипсисе зверями. Греческое слово θηρίον («зверь») означает такого зверя, у которого зверская природа особенно резко проявляется и дает себя чувствовать, как, например, у диких зверей: гиены, шакала, тиг­ра, в отличие от домашних, прирученных животных, или как, например, у змеи в отличие от других пресмыкающихся гадов. Далее, слово θηρίον в греческом языке употребляется для обозначения зверя в противоположность человеку; а у ап. Павла слово «зверь» употреблено в послании к Тимофею и о человеке для обозначения его звериного нрава: Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые. Дикая свирепость разъяренного зверя, с одной стороны, и коварство змея, с другой, сосредоточиваются в имени «зверь», которым означается антихрист и его лжепророк в Апокалипсисе. Но как по отношению к некоторым людям наименование их зверьми ясно и наглядно показывает, что у таких людей совершенно утратился образ и по­добие Божие, что на место дыхания Божия выступило у них, при всей их го­ловной мудрости и духовном образовании, пошлость, низость, лукавство внутреннего содержания их души, — так это в высшей степени идет по отношению к антихристу с его лжепророком. Впрочем, наименованием их зверьми останавливается более внимание на стороне их грубой дикости, необузданной свирепости, чем на стороне лукавства, хитрости. И действительно, далее мы увидим, как в силу зверской своей природы апокалипси­ческие звери, то есть антихрист и лжепророк, направляются против Бога и всего, что от Бога, дышат огнем ненависти ко Христу и Его святому делу.

 

И стал я на песке морском и увидел выходящего из моря зверя с семью головами и десятью рогами: на рогах его было десять диадим, а на головах его име­на богохульные.

Зверь, которого я видел, был подобен барсу; ноги у него — как у медведя, а пасть у него — как пасть у льва; и дал ему дракон силу свою и престол свой и ве­ликую власть.

И видел я, что одна из голов его как бы смерте­льно была ранена, но эта смертельная рана исцелела,

И дивилась вся земля, следя за зверем; и поклонились дракону, который дал власть зверю,

И поклонились зверю, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?

И даны были ему уста, говорящие гордо и бо­гохульно, и дана ему власть действовать сорок два месяца.

И отверз он уста свои для хулы на Бога, что­бы хулить имя Его и жилище Его и живущих на небе.

И дано было ему вести войну со святыми и по­бедить их; и дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем.

И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира.

Кто имеет ухо, да слышит.

Кто ведет в плен, тот сам пойдет в плен; кто мечем убивает, тому самому надлежит быть убиту мечем. Здесь терпение и вера святых (Откр. 13, 1–10).

Под этим «зверем, выходящим из моря», почти все толкователи понимают антихриста, выходящего из «моря житейского», то есть из среды волнующегося, подобно морю, рода людского. Отсюда ясно, что антихрист будет не дух какой-либо или демон, а погибельное исчадие человеческого рода, не воплотившийся диавол, как думали некоторые, а человек. Мрачными чертами рисует св. Тайновидец образ этого последнего врага Христовой Церкви. Это — зверь, похожий на барса, с ногами, как у медведя, и с пастью льва. Таким образом, в личности антихриста соединятся свойства и качества самых свирепых животных. Голов у него так же семь, как и у самого диавола-дракона, причем головы эти испещрены богохульными именами для наглядного изображения его внутреннего нечестия и презрения ко всему святому. Десять рогов его увенчаны диадемами в знак того, что он будет пользоваться своею богоборною силою со властью царя на земле. Власть эту он получит при помощи дракона, или диавола, который отдаст ему свой престол.

Тайновидец заметил, что одна из голов зверя как бы смертельно была ранена, но эта смертельная рана исцелилась, и это привело в удивление всю землю, следившую за зверем, и заставило подчиниться устрашенных людей, как дракону, давшему власть зверю, так и самому зверю. Все поклонились ему, говоря: кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним? Все это означает, что нелегко достанется антихристу власть над всем человечеством, что сначала придется вести ему жестокие войны и даже испытать сильное поражение, но потом последуют изумительные победы его и воцарение над миром. Воцарившемуся антихристу будут даны уста, говорящие гордо и богохульно, и власть действовать сорок два месяца. Таким образом, непродолжительна будет власть его, так как иначе, по слову Спасителя, не спаслась бы никакая плоть. В стихах 6–10 главы 13 указывается образ действования антихриста: он будет отличаться богохульством, насилиями над людьми, ему не покоряющимися, и «дано ему будет вести войну со святыми и победить их», то есть силою заставить подчиниться себе, конечно, чисто внешним образом, ибо поклонятся антихристу лишь те, имена которых не написаны в книге жизни у Агнца. Одним только терпением и верою будут защищаться от антихриста святые, и их утешает Тайновидец уверением, что «кто мечом убивает, тому самому надлежит быть убиту мечом», то есть что антихриста ожидает праведное возмездие.

«Писание называет антихриста «зверем». Будет ли он и на самом деле каким-то звероподобным или отвратительным чудовищем?

О, нет! Он изображен с несколькими головами и рогами, но это «знамение» должно понимать не буквально, а символически. В дей­ствительности, антихрист не будет каким-то уродливым, зверским, отталкивающим страшилищем. Наоборот, он украшен «десятью диадимами», которые являются эмб­лемами царственной власти и величия. У него «прес­тол», он повелевает «царями земными», под его контролем торговля и питание. К этой власти он придет «лес­тью» и беспощадно истребит противников. В систему своего управления он введет все характерные черты че­тырех символических «зверей» пророка Даниила: Вави­лон с его роскошью и царственным блеском; Мидо-Персидское правление, добавившее к роскоши гордость и жестокость; Греческое владычество, поражавшее всех высокими науками, изысканностью вкуса в искусствах и развлечениях; Римский империализм, известный своей железной дисциплиной, строгостью и деспотизмом. Все это включено будет в политическую систему антихриста.

Тем не менее, антихрист во многом будет подражать Христу. Он — «зверь, вышедший из моря», охотно примет от сатаны то, что было, в свое вре­мя, предложено Христу, (во время Его искушения в пустыне), но от чего Христос категорически отказался: «И дал ему дракон силу свою и престол свой и великую власть».

Второе его подражание, на которое следует обратить внимание — это «раны зверя».

«Одна из голов его как бы смертельно была ранена, но эта рана исцелела»...

Здесь явное подражание смерти и воскресению Христа. «Ранами Христа мы исцелились». Воскресение Христа — подтверждение Его Божественности и абсо­лютной святости. Упоминание о том, что антихрист «смертельно был ранен», в греческом оригинале выражено словами: «заклан до смерти». Это те же самые греческие слова, которые употреблены и там, где сказано Христе, как об «Агнце как бы закланном...»

Третье, не менее характерное, это то, что многие уверуют в антихриста и поклонятся ему:

«И дивилась вся земля... и поклонились дракону, который дал власть зверю, и поклонились зверю»...

Отвергнув и поправ «раны Христа» — символ нашего спасения, искупления и оправдания, народы уверуют в «раны антихриста». Усомнившиеся в возможности воскресения Христа из мертвых уверуют в чудесное исцеление «до смерти закланного» антихриста, уверуют и поклонятся.

Мир созревает для такого «поклонения».

Человек может получить от Бога «новое сердце» и способность уподобляться Христу, живя по духу и ис­полняясь Духом. Невозрожденный же человек легко может опускаться в омут греха и не только уподобляться антихристу и поклоняться «образу зверя», но, поклоня­ясь зверю, он и сам превратится в зверя. Мы можем, если пожелаем, «носить образ перстного» (земного) или «Образ Небесного» и даже — «образ преисподнего». Вся­кий человек, отказывающийся пользоваться или руководствоваться совестью, здравым смыслом и человеческими чув­ствами, уподобляется или бессмысленному животному, или жестокому кровожадному зверю.

Шесть раз повторяется в этой главе фраза: «И дано было ему»... В наши дни, пока еще «не дано» ему, «не пришел час», «власть тьмы» не вступила еще в свои права. Но мы идем навстречу этому «последнему вре­мени», когда то, что удерживалось и не допускалось Бо­гом, вдруг будет допущено, «дано ему»...

«Даны были ему уста, говорящие гордо и бого­хульно»...

Дракон дал антихристу именно такое «сердце гор­дое» и такой «помраченный разум»... Какие ужасные сло­ва мы читаем дальше: «И отверз он уста свои для хулы на Бога, чтобы хулить имя Его и жилище Его, и живу­щих на небе»... Особенно он направит свою хулу на Сы­на Божия. Сатана находит в этом удовольствие и зани­мается этим от начала: «Кто лжец, если не тот, кто от­вергает, что Иисус есть Христос? Это — антихрист, от­вергающий Отца и Сына. Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца».

«И дана была ему власть над всяким коленом и на­родом, и языком и племенем»...

Антихрист будет признан всем миром, как небывалый гений и величайший благодетель человечества, осуществивший, наконец, идею всеобщего равноправия и «мирового владычества». Мы читаем, что люди спрашивали друг друга: «Кто подобен зверю сему и кто может сразиться с ним?». Самодержавная, неограниченная власть приведет антихриста к кровавому деспотизму, а деспотизм — к закабалению и рабскому идолопоклонству. Поклонение образу зверя будет единственным средством избежать смерти, ибо: «убиваем будет всякий, кто не поклонится» ему по декрету.

Святым не миновать терпения и скорби на земле. «Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие». Там, где скорби, испытания и гонения, там терпе­ние и вера святых окажутся неизменными их спутника­ми.

Имя антихриста неизвестно, известно только его число — «666». По объяснению свщмч. Иринея Лионского, «имя его неизвестно потому, что оно недостойно быть возвещенным от Духа Святого» (Против ересей, кн. 5, гл. 30).

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

ТАЙНА ЧИСЛА ЗВЕРЯ

 

Число имени зверя — 666 — один из самых таинственных образов Апокалип­сиса.

«Здесь мудрость. Кто имеет ум, тот сочти число зверя, ибо это число человеческое; число его шестьсот шестьдесят шесть» (Откр. 13, 18).

Относи­тельно того, что означает число 666, которое в том единственном месте, где оно упоминается, названо прямо числом зверя, можно сказать только то, что, без сомнения, и оно, как все апокалипсические числа, имеет свой частный и определенный смысл и при исполнении пророчества будет впол­не понятно, но теперь можно гадать только о символическом значении его; и вот мы отдаем на суд читателей несколько своих мыслей об этом предмете.

Кроме Откровения, в Библии лишь единожды упомянуто это число: из­раильский царь Соломон собирал дань с покоренных им народов в размере 666 золотых талантов (мера веса), то есть этот образ связан с земной славой и богатством. Многие толкователи, пытаясь разгадать имя антихриста, придерживаются теории цифрового шифра, основанной на том, что в древних языках цифры обозначались буквами. Исследователи пытались найти такие слова, сумма числового значения букв которых составляла бы число зверя. Среди различных версий предпочтение отдается словосочетанию «кесарь Нерон» (имя жестокого гонителя христиан — императора Нерона, правивше­го Римской империей в середине I века). Именно в этом императоре многие христиане видели прообраз грядущего антихриста.

Другое распространенное толкование — чисто символическое.

Исследуя числа Библии, мы убеждаемся в том, что не все числа, встречающиеся в Библии, надо понимать в буквальном смысле, ибо некоторые из чисел носят явно символический характер.

Один — обозначает единство, исключающее разли­чие. С числом один связана мысль о единстве Бога.

Два — символ раздвоенности и различия, но вместе с тем мы усматриваем в этой же цифре принцип со­гласия, содружества.

Три — мистическое число, имеющее в себе начало, средину и конец. Число три символизирует Божествен­ную Троицу и является числом Божьей полноты.

Три с половиной — число семь, разделенное пополам, означающее разрыв, беспорядок, незаконченность и несовершенство.

Четыре — космическое число, обозначающее четыре стороны света, четыре фазы луны и т. д. Это число — символ земли и всего видимого физического мира. Мы встречаем в Писании 4 ветра у Даниила, 4 животных у Иезекииля, 4 реки в Едеме и др.

Пять — половина десяти, означает полумеру и меньшинство.

Шесть — символ человеческой ограниченности, неудачи, провала… Число это в представлении древних ев­реев связано с безвыходным тупиком, обреченностью и гибелью.

Семь — число Божественного совершенства, закон­ченности и полноты; символ Божественного порядка, а также совокупность чего-то в одном лице.

Восемь — на один больше семи и потому означает избыток, «сверх предела», «сверхъестественное». Восемь душ спаслось в Ноевом ковчеге. В Библии упоминается восемь случаев воскресения из мертвых и т. д.

Десять — основа десятичной системы исчисления. У человека десять пальцев на руках и ногах. Десять — символ ответственности человека пред Богом: 10 запо­ведей Синайского законодательства, «десятина» матери­ального служения Богу и т. д.

Двенадцать — самое распространенное число в Библии. Число это означает взаимоотношение Бога с че­ловеком и людскую организованность: 12 колен Израилевых, 12 источников в пустыне, 12 камней из Иордана, 12 блюд, чаш, кадильниц, 12 апостолов, 12 жемчужных во­рот в Новом Иерусалиме. 144.000 —производное от 12-ти, умноженного на 12.000, означает — полное число спасен­ных, Богом избранных.

Семьдесят — число семь; умноженное на десять, т. е. число Божие, умноженное на число человеческое. Это «число связано с понятием «множества»: 70 священных сиклей, 70 старейшин, 70 лет пленения, 70 учеников, высланных на проповедь и т. д.

Конечно, мы не имеем права догматизировать значение всех чисел, но во многих местах Библии символическое значение того или другого числа ясно до очевидности.

Отвечая на вопрос, что такое число «666», мы долж­ны прежде всего сказать, что число это дано здесь, как «знак» или «признак» и должно быть принято нами, как таковое, а не как некая арифметическая задача, мудреная загадка, крестословица, шарада или ребус. Мы должны твердо помнить, что Священное Писание не име­ет ничего общего ни с такими загадками, ни с нашей че­ловеческой расшифровкой этих загадок.

Для того, чтобы перечислить все, накопившиеся за многие столетия толкования, догадки и предположения, связанные с этим числом «666», можно было бы напи­сать увесистую книгу. В поисках разгадки этого числа «666» люди часто пользовались исчислением еврейским, греческим, римским, арабским и др. и во многих слу­чаях находили, что количество и значение букв того или другого имени, «без всякого сомнения», соответствовало общей сумме: «666». В результате, «антихристами» оказалось несколько папских имен, Антиох Епифан, Кон­стантин Великий, Нерон, Наполеон, Муссолини, Сталин и др. Общему итогу отвечали также имена нарицательные: Бездарный вождь, Древний завистник, Неправедный аг­нец, Царь Израильский и множество других, им подобных.

Обратим наше внимание на то, что число «666» свя­зано здесь с именем антихриста: «имя зверя», «число имени его». Это не просто какое-то «клеймо», а «имя», определяющее внутренний склад того, кому оно дано. Имя, в первоначальном его значении, — это характер, сердечное состояние, скрытая духовная сущность чело­века, получившего это имя.

Мы видели уже, что число «6» — символизирует ог­раниченность, отсутствие должной полноты, законченности. Это — символ нашей человеческой испорченнос­ти и несовершенства. Число «6» у евреев такое же «несчастливое число», как у язычников число «13». С чис­лом «6» у евреев связано множество всяких суеверий. Человек был создан в 6-й день и потому несчастен, — говорят евреи. Пятница — 6-й день недели; 6-й час дня — полдень знойный. Евреи избегали и боялись этого числа.

Число «7», напротив, рассматривалось счастливым. С ним связывалась суббота и множество праздников. Число «7» — число законченности, совершенства, пол­ноты. Число «6» самое ближайшее к числу «7», но оно всегда останется самим собою и никогда не достигнет полноты.

Все, на что может быть способен человек, без благо­дати Божией, все, чего он может добиться и достигнуть, все это может быть выражено числом «6». Человек, мо­жет сам, без Бога, многое изобрести, многое открыть, создать, много осуществить, но на всех его достижениях, как некое клеймо, стоит число 6. Только Бог способен превратить наше человеческое интеллектуальное «6» в Его благодатное «7». В жизни верующих людей «6» оз­начает «жизнь по плоти»; «7» — «жизнь по духу».

Число «6», трижды рядом поставленное и превращенное в «666», означает то, что и сам антихрист, каким бы ни казался могущественным, в своем действии, он про­явит все те же свойства невозрожденного, плотского, без­благодатного человека, но только в бесподобно увеличен­ном объеме.

Без возрождения свыше и благодатной перемены сердца самый нравственный, моральный, честный, поря­дочный человек в очах Божиих — только «666» и ниче­го больше. Христос сказал Никодиму: «Рожденное от плоти есть плоть, рожденное от духа есть дух», или другими словами: «рожденное от плоти — «666», рожден­ное от духа — «777». Число «777» — это то, «единое», чего не было у богатого законника, которому Христос сказал: «одного недостает тебе»... «недалек ты от Царствия Божия»… Каждому погибающему грешнику Бог предлагает сегодня: — вручи твое «666» и ты получишь от Меня «777».

При любом прочтении этого апокалипсичес­кого образа Церковь никогда не заявляла, что само число 666, в арифметическом смысле, яв­ляется чем-то скверным.

Апостол Иоанн, знавший символику Библейских чисел, не имел никакого затруднения в определении «имени или «сущности» антихриста. И напрасно праздные людские умы старались усматривать в этом имени антихриста сложную головоломку, мистическую цифру или загадочную кличку. «Это число человеческое»... Человеческое — «шесть» вместо Божественного — «семь».

Мир духовный, как и мир естественный, подчинен неумолимым Божественным законам: «что общего у све­та со тьмою?», «неправедные Царства Божия не насле­дуют»... Богач «в аде, будучи в муках» хотел нарушить один из этих Божественных законов, но услышал в от­вет: «между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят»...

«Число зверя или име­ни зверя не есть знак чисто буквальный, но символический, таинствен­ный, вероятно, выражает характер исповедания веры или превратный об­раз мыслей и жизни того общества людей, которое здесь называется зве­рем. Иметь имя зверя или число имени его, в таинственном значит испо­ведать то учение, которое проповедует зверь, и тем отличаться от про­чих. Потому это имя зверя не может быть именем какого-нибудь особен­ного лица. Что значит это символическое число или имя, это может вер­но объяснить только Виновник этого Откровения, а собственные наши толкования будут иметь значение только догадки».

«Хотя нам известно, что это число превратится в действительно сатанинский номер лишь после заявления антихриста, многие уже сейчас руками и ногами открещиваются от него, опасаясь того, что таким образом попадут под антихристово влияние. До тех пор, пока антихрист сам не заявит о себе, этот страх определенно безоснователен».

«В наши дни этому числу пытаются придать значение большее, нежели оно того заслуживает, заявляя, что 666 имеет силу и духовный смысл печати антихриста. Однако, как мы уже сказали, печать должна появиться лишь после пришествия человека беззакония, во второй период его правления. И лишь тогда это обычное число, которому никак не может быть присущ духовный смысл, сыграет определенную роль, поскольку в нем будет заключаться указание на имя антихриста, которое нам пока неизвестно.

Святой Ириней Лионский, древний учитель Церкви, полагал, что этим числом подводится итог истории человечества, на всем протяжении которой действовала тайна беззакония, то есть процветало всякое отступление, неправда и лукавство, лжепророчество и обман, по причине чего и постигнет этот мир пагуба и он сгорит в огне.

Во времена святого Иринея (II в. по Р. Х.) думали, что история человечества от сотворения мира насчитывает 6000 лет. Поэтому то, что число 666 состоит из шести сотен, десятков и единиц, по его мнению, знаменует собой отступление от Бога, которое было в начале, в середине и будет в конце времен. Это число означает человека, находящегося во вражде с Богом и не желающего войти в седьмой день покоя, в который почил Бог от трудов Своих (Быт. 2, 2), а стремящегося занять Его место.

Первое отступление произошло, когда Адам захотел стать как Бог, поверив змию. Второе отступление, длящееся и поныне, складывалось из многих событий и происходило в различные периоды истории: во дни Ноя, во времена строительства Вавилонской башни, при царях Ахаве, Навуходоносоре, на протяжении всей истории Римской империи, в эпохи насильственной исламизации христианского Востока, Ренессанса, коммунистических революций. Третье же отступление произойдет в конце времен, оно будет последним, и за ним наступит конец света.

Отступление Адама несравнимо с беззакониями более поздних времен — ведь Адам покаялся и был прощен Богом, и Господь вывел его с Евой из ада после Своего славного Воскресения. Третье отступление окажется самым страшным и по масштабу, и по последствиям, превзойдет оба предшествовавших и завершит развитие тайны беззакония.

Так святой Ириней объясняет духовный символизм числа 666, но это объяснение, к сожалению, сегодня не привлекает особого внимания. Многие забывают, что христианам не подобает бояться антихриста, напротив, они должны быть готовыми к его пришествию. Мы должны помнить, что мы люди слабые, маловерные, склонные ко греху, полные страстей, но при этом не пугаться. Нам нужна постоянная борьба с самими собой, потому что без навыка этой ежедневной борьбы мы сдадимся и сделаемся добровольными отступниками. Не стоит думать, что мы какие-то особенные, не такие, как прочие люди.

Нам необходимо трезвиться. Вспомним, что священник от лица всех христиан просит Господа: «Духом Владычним мыслей моих поползновение утверди» (молитва 2-я коленопреклоненная на вечерне праздника Пятидесятницы). В духовной жизни нет ничего более гибельного и ошибочного, чем самоуверенность, упование на собственный разум, вера в то, что спасение зависит от наших усилий.

И цифра 666 напоминает нам о возможности падения и отречения от Бога, о том, что мы склонны к заблуждениям, находимся в опасности отступить от Христа, внутренне удалиться от Него. Избежать этого можно, лишь прося у Бога просветить нас и шествуя путем смирения, послушания Церкви и поста».

Святой Ириней говорил, что, «хотя известно число имени антихриста, но мы не можем ничего опрометчиво утверждать о самом имени, потому что число приложимо ко многим именам».

Св. Ириней учит, что не следует без всякой нужды гадать об имени, которое, конечно, с нарочитой и осо­бенной целью сокрыто от нас. «Немалая опасность угрожает тем, — гово­рит святой отец, — которые ложно присваивают себе знамение имени ан­тихриста. Ибо если они полагают такое-то имя, а он придет с другим, они легко будут обмануты или, думая, будто еще нет того, кого надлежит осте­регаться. Посему вернее и безопаснее ожидать исполнения пророчества, нежели предполагать и предрекать какие-либо имена, ибо может найтись много имен, заключающих в себе означенное число и все-таки этот воп­рос останется нерешенным. Ибо если оказывается много имен, заключа­ющих в себе это число, то спрашивается, какое же из них будет носить имеющий прийти антихрист. Это я говорю не по недостатку имен, содер­жащих число имени его, но по страху Божию и по ревности к истине, ибо имя Еванфас содержит искомое число, но я ничего о нем не утверждаю. И имя Латинянин имеет число 666, и весьма вероятно, что последнее цар­ство носит это название; ибо ныне латиняне царствуют, но я не хочу этим хвалиться. Но из всех нами находимых имен Титан, если написать пер­вый слог посредством двух греческих гласных Ε и I, наиболее вероятно, ибо оно содержит вышеозначенное число и состоит из шести букв в каждом слоге по три буквы, но древне и не употребительно, потому что никто из наших царей не назывался Титаном и ни один из идолов, открыто по­читаемых у греков и варваров, не имеет такого имени, но у многих оно почитается за божественное, так что и солнце называется у нынешних властителей Титаном и содержит некоторый намек на мщение и на мсти­теля, так антихрист представляет вид, будто бы мстит за угнетенных. Кро­ме того, это имя древнее, правдоподобное, царское и более идущее к ти­рану. Посему, если имя Титан имеет так много в свою пользу оснований, то очень много вероятности заключать, что грядущий антихрист, может быть, будет называться Титаном. Я, однако же, не решусь утвердительно объявить это за имя антихриста, зная, что если бы необходимо было в настоящее время открыто быть возвещену его имени, оно было бы объяв­лено тем самым, кто и видел Откровение. Ибо Откровение было незадол­го до нашего времени, но почти в наш век, под конец царствования Доми­циана. Он (ап. Иоанн) показывает число имени антихриста, чтобы мы остерегались, когда он придет, зная, что он; имя же его умолчал, потому что недостойно быть возвещенным от Духа Святого.

Немецкий экзегет Н. З. Гофман, соглашаясь со св. Иринеем в том, что число антихристово должно быть рассчитываемо по числовому дос­тоинству греческих букв в имени, замечает, однако, со своей стороны, что это счисление недоступно каждому времени. Только когда явится последний сатанинский миродержец, люди, имеющие для счисления необхо­димую способность и понимание, весьма легко найдут и поймут число антихристово, так как все, что каса­ется цены или счета, имеет свое время. Для каждого же времени остает­ся несомненным, что шестиричное число есть число будничного труда и работы, постоянного беспокойства и усталости (666 три раза повторен­ное число рабочих дней в неделе); истинную же субботу (успокоение) дарует только Христос, а с нею и новый день вечного мира.

Поэтому не следует теряться в догадках, отыскивая время явления анти­христа или стремясь узнать его имя, прилагая число имени его к именам разных исторических личностей: все эти догадки не приведут ни к чему. Но по причине этой возможности предусмотреть приближение последних скорбей, нам, христианам, нужно, по слову апостола, облечься в броню веры и любви и в шлем надежды спасения (1 Фес. 5, 8) для того, чтобы быть гото­выми предохранить себя от коварства антихриста, который, явившись незадолго до кончины мира, будет орудием диавола в гонениях на святую Христову Церковь. В то же время должно молиться Господу Богу, да сподобимся избежать всех сих будущих бедствий (Лк. 21, 36).

 

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ»


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В электронной библиотеке Вы можете прочитать книги, представленные в электронном виде. Печатные книги электронной библиотеки издательство "Новая мысль" не выпускает и не распространяет.

ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ. Кого и как «портят» колдуны.

"Не бойся, малое стадо!"О духовной брани в современном мире
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников.
Рок-музыка с христианской точки зрения. Eпископ Александр (Милеант).
Современные случаи чудесной помощи
Существует ли загробная жизнь?

СЛОВО О ИСХОДЕ ДУШИ И СТРАШНОМ СУДЕ. Св. Кирилла архиепископа Александрийского

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства
Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Сущность Христианства. Архимандрит Александр (Милеант)
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Тайны книги Апокалипсис. Отец Серафим (Роуз)

Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых". Архим. Иустин (Попович)

Смысл жизни. Семен Франк

Что такое послушание православного христианина. Н.Е. Пестов

Что такое святые мощи и как совершается их раздробление Священник Николай Романский
Пространный Катехизис, составленный Митроп. Московским Филаретом в доступном изложении
ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Справочник "Религии и Секты в Современной России"

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Размышления о Божественной Литургии

ТАЙНЫ ЗАГРОБНОГО МИРА

Книги священника Даниила Сысоева



Яндекс цитирования Rambler's Top100