Все книги издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» в электронном формате на сайте www.litres.ru/novaya-mysl
Электронные книги издательства «Новая мысль» в FB2, LIT, DOC, EPUB, TXT, Java, HTML, RB, RTF, LRF и других форматах для телефона, планшета, компьютера или ридера.

ИЗДАТЕЛЬСТВО “НОВАЯ МЫСЛЬ”

 

Главная страница

Книги почтой

Православные выставки

Контакты

Поиск

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ОБ АНТИХРИСТЕ В СВЕТЕ СВЯЩЕННОГО ПИСАНИЯ И СВЯЩЕННОГО ПРЕДАНИЯ

ЧАС «ИКС» НАМ НЕПОДВЛАСТЕН

В Биб­лии нигде нет точной даты Второго Пришествия Иисуса Христа. Объявле­ние какой бы то ни было даты конца света — это вещь, которая совершенно несвойственна Православной Церкви. Не существует ни одного Соборного решения, ни одного послания церков­ного иерарха или признанного богослова, которые бы высказывались в подобном духе. Тем не менее в Еван­гелии есть свидетельства о том, что пришествие Христа понимается как событие достаточно близкого будуще­го. Кстати, список этих свидетельств можно продолжить (например, неко­торые места из посланий апостола Павла). Но основными источниками православной эсхатологии являются, конечно, книга Апокалипсис и боль­шой монолог Христа в 24 главе Еван­гелия от Матфея, которую в науке принято называть «эсхатологическая речь Спасителя».

Что самое главное в библейских сви­детельствах о Втором Пришествии? Большая их часть посвящена не кон­статации факта, что конец света скоро произойдет, а глубокому, красочному и многостороннему описанию предшест­вующих событий. То есть, с одной сто­роны, конец света мыслится как очень скорый, а с другой, этому дню долж­ны предшествовать события всемир­ной исторической важности. Само содержание этих свидетельств по необычайной масштабности описываемых событий являет собой всю глубину и сложность православного учения о конце света. Даже беглый взгляд на них показывает, что это будет не так просто и быстро.

Некоторые люди указывают на еван­гельскую эсхатологическую речь как на несомненное свидетельство Самого Христа о Его скором пришествии, осо­бенно на слова Иисуса: «Не прейдет род сей, как все сие будет» (о традиции толкования этих слов чуть позже). Од­нако почему-то не замечают, что там есть и другая фраза, которая уравнове­шивает груз, казалось бы, действительно несомненно скорого времени Второго Пришествия: «О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец» (Мк. 13, 32). Это означает, что никто не может точно указать год, месяц или день наступления конца света. Даже Христос, Сын Божий, приписывает себе неведение. Почему? Это сложный богословский вопрос, однако, для христиан здесь важно другое: Спаситель подчеркивает абсолютную таинственность, неподвластность часа «Икс» точному человечес­кому определению.

В эсхатологической речи Спасителя есть одна важная деталь: Христос пророчествует о двух событиях: о конце света и о разрушении иерусалимского Храма. Причем, их очень сложно разделить: историческое событие разрушения Храма в 70 году, которое, как мы уже знаем, не явилось концом света, и со­бытие, выводящее нас за рамки челове­ческой истории — сам конец света — пе­реплетаются до неузнаваемости. Хрис­тос в Своей проповеди обращался к иу­деям, поэтому, по мысли Евангелия, катастрофа мирового масштаба, разруше­ние главной иудейской святыни, являю­щейся основанием религиозной жизни Израиля — это прообраз общего конца.

И тогда слова: «Не прейдет род сей, как это случится» могут буквально от­носиться к падению Иерусалима. Пото­му что многие слушатели Иисуса име­ли возможность дожить до 70 года и быть свидетелями разрушения Храма. Но существует и другое толкование этих слов. Выражение «род сей» может означать не только конкретное поколе­ние, но и некий вневременный класс лю­дей. Под этим классом Церковь всегда понимала всех верующих во Христа.

Апокалипсис, вне зависимости от своей соотносимости с событием раз­рушения Иерусалима, ставит современ­ных людей перед вопросом: если ко­нец света не произошел в короткие сроки, зачем все это было высказано уже в I веке, причем в такой своеоб­разной «непонятной» форме? Для хри­стиан любой эпохи указание на ско­рый характер пришествия Спасителя становится фактом, определяющим их жизнь с того момента, как они услы­шали эту весть.

Допустим, Христос сказал бы, что Второе Пришествие будет, но очень не скоро. По психологическому закону это склонило бы людей к расслаблен­ности. К ней же привело бы и точное указание даты. Даже если пришествие Христа было бы при жизни того поколения, которое Его слушало, и Иисус сказал бы, что придет в 70 году, то это привело бы к тому, что до 70 года все бы жили, как обычно, а потом, посмотрев на календарь, начали бы готовить­ся. Указание на скорое пришествие Христа имеет значение стимула, опре­деляющего всю человеческую жизнь, оно поддерживает христиан в состоя­нии постоянного бодрствования, о ко­тором очень много говорится в Новом Завете.

Конечно, настроение человечества пе­риодически меняется, потому что люди все больше осознают, что мир несовер­шенен и преходящ. Будучи доведены до абсурдной крайности, эти представ­ления выливаются в лозунги, что ко­нец света должен наступить немедлен­но. Или, наоборот, есть другая крайность, когда говорится, что «христиан­ство не исполняет собственного обеща­ния». Апостол Петр еще в середине 60-х годов I века дал прямой и довольно жесткий ответ на это: «В последние дни явятся наглые ругатели, поступаю­щие по собственным своим похотям и говорящие: «где обещание пришествия Его? Ибо с тех пор, как стали умирать отцы, от начала творения, все остается так же»... Одно то не должно быть сокрыто от вас, возлюбленные, что у Гос­пода один день, как тысяча лет, и ты­сяча лет, как один день. Не медлит Гос­подь с исполнением обетования, как некоторые почитают то медленней, но долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покая­нию» (2 Пет. 3, 3–9). Это означает, что наступление конца света зависит от жизни каждого из нас: удаляется или приближается в зависимости от наше­го духовного устроения.

Антон Небольсин, ст. преподаватель кафедры Священного Писания Ветхого и Нового Заветов Православного Свято-Тихоновского богословского института, журнал «Фома», № 2 (19), 2004.

 

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2005.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ»


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В электронной библиотеке Вы можете прочитать книги, представленные в электронном виде. Печатные книги электронной библиотеки издательство "Новая мысль" не выпускает и не распространяет.

ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ. Кого и как «портят» колдуны.

"Не бойся, малое стадо!"О духовной брани в современном мире
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников.
Рок-музыка с христианской точки зрения. Eпископ Александр (Милеант).
Современные случаи чудесной помощи
Существует ли загробная жизнь?

СЛОВО О ИСХОДЕ ДУШИ И СТРАШНОМ СУДЕ. Св. Кирилла архиепископа Александрийского

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства
Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Сущность Христианства. Архимандрит Александр (Милеант)
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Тайны книги Апокалипсис. Отец Серафим (Роуз)

Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых". Архим. Иустин (Попович)

Смысл жизни. Семен Франк

Что такое послушание православного христианина. Н.Е. Пестов

Что такое святые мощи и как совершается их раздробление Священник Николай Романский
Пространный Катехизис, составленный Митроп. Московским Филаретом в доступном изложении
ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Справочник "Религии и Секты в Современной России"

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Размышления о Божественной Литургии

ТАЙНЫ ЗАГРОБНОГО МИРА

Книги священника Даниила Сысоева



Яндекс цитирования Rambler's Top100