Все книги издательства «НОВАЯ МЫСЛЬ» в электронном формате на сайте www.litres.ru/novaya-mysl
Электронные книги издательства «Новая мысль» в FB2, LIT, DOC, EPUB, TXT, Java, HTML, RB, RTF, LRF и других форматах для телефона, планшета, компьютера или ридера.

ИЗДАТЕЛЬСТВО “НОВАЯ МЫСЛЬ”

 

Главная страница

Книги почтой

Православные выставки

Контакты

Поиск

О НЕКОТОРЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ БЫТИЯ ДЬЯВОЛА

О НЕКОТОРЫХ ДОКАЗАТЕЛЬСТВАХ БЫТИЯ ДЬЯВОЛА

Потусторонний мир, пронизывая материальный мир, как бы параллелен ему. Религиозная литература полна описаний контактов духовных существ с нашим материальным миром. По причине наших грехов нам несвойственно общение со святыми Ангелами. Редки случаи явления в наш физический мир Ангелов Божиих. Злые же духи гораздо чаще вступают в общение с людьми по причине человеческих грехов. Святая Церковь всегда призывает своих чад никак не вверяться духам, когда они чувственно являются людям, не входить с ними ни в какую беседу, не обращать на них никакого внимания, признавать их появление как величайшее и опаснейшее искушение. Поскольку нечистые духи могут являться в образе светлых ангелов, окружают себя всевозможной благовидностью, чтобы обольстить человека, надо каждому верующему признавать себя недостойным посещения святыми Ангелами. Чтобы отличить Ангелов от демонов, являющихся в ангельском виде, следует знать, что пришествие к человеку падшего духа всегда сопряжено с ощущением им страха, душевного трепета, смущения, недоумения, омрачения ума греховными помыслами, и по прошествии явления нечистой силы душа человека нередко длительное время пребывает в страхе и отчаянии.

Не стоит сомневаться в существовании злых духов. Они не вымышленные страшные образы для запугивания суеверных людей. Ставшие особенно популярными в эпоху Средневековья смешные карикатуры, изображавшие падших духов с рогами и хвостами, с вилами в руках и слабоумными усмешками на лицах, у многих людей вызывают смех, и они не принимают всерьез все разговоры о бесах. Но надо обращать внимание прежде всего не на те различные обличия, которые могут принимать бесы, а на их неограниченные возможности и способность делать зло. Диавол очень талантлив и бесконечно изобретателен на всякое зло, и в этом плане он чрезвычайно умен.

О реальном существовании диавола и ангелов его свидетельствует Св. Писание, опыт духовной жизни миллионов верующих, многочисленные явления бесов людям во все времена, включая и наши дни. Нет такой страницы в истории человечества, на которой диавол не оставил свой разрушительный след. Сколько выдающихся писателей и художников блестяще изобразили его в гениальных произведениях, ставших достоянием мировой литературы и искусства, какая это страшная сила — бесовская!

Диавол ведет бесконечную борьбу с Церковью Христовой, чтобы стереть ее с лица земли. Он непрестанно борется за каждую человеческую душу, чтобы погубить ее. Сатана всегда незримо стоит возле человека, искушая и соблазняя его в грех.

Каждый верующий может засвидетельствовать, что в его жизни случалось такое, когда в моменты особого подъема духа, в светлые, тихие, радостные минуты молитвенного общения с Богом вдруг, помимо его воли, как огонь, опаляет душу зло, злые мысли и желания; восстают на душу плотские страсти, похоти, появляется в сердце гнев, ненависть к кому-нибудь из людей, тяга к какому-либо греху. И человек тогда ощущает себя как бы связанным, бессильным, безвольным рабом злой воли... Такое внезапное, вроде бы беспричинное появление в душе зла христианство объясняет бесовским наваждением. И если в эти минуты не поддаться своей волей злым духам, а противостоять им усердной молитвой, сосредоточиванием всего своего внимания на Боге, то наваждение злой силы отступит и человек воспринимает своим внутренним чутьем блаженство от достигнутой победы в незримой брани с бесами.

В том, что злые духи существуют и ведут брань против Бога, Его Церкви, верующих, убеждают даже такие примеры. Есть люди, которые не могут без внутренней злобы, подчас даже очень большой, смотреть на священнослужителей, на храмы, иконы, крест. Какая сила возмущает их души? Некоторые не могут удержаться, чтобы не распространять какую-либо порочную ложь и небылицы о духовенстве, верующих, чтобы не помянуть святое имя Божие в своей ругани, и во всем этом находят для себя успокоение, утешение, ибо этим самым питают живущего в их сердцах нечистого духа необходимой для него пищей. Или еще пример. Рука человека может делать любые движения, выполнять любую сложную работу. Но как невыносимо трудно многим людям (не физически, а нравственно) преодолеть внутренний страх, навеянный бесами, чтобы истово, благочинно осенить себя крестным знамением, полагая свои персты, сложенные для изображения крестного знамения, на лоб, на живот (пуп), на правое и левое плечо, произнося слова Иисусовой молитвы: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя», и сделать при этом поклон (поклониться Богу). Какая сила противодействует здесь руке? Над перекрестившимся человеком нередко смеются люди, в чьих сердцах свили себе гнезда бесы. Как бы эти смеющиеся люди не считали, что они смеются над человеческим невежеством, но все же их смех — богоборство. Если говорить о невежестве в подлинном смысле этого слова, то его еще очень много в людях, но почему-то над ним не смеются, а вот с сарказмом, с движением зла в сердце относятся к проявлениям религиозности в верующих людях.

В доказательство существования диавола можно привести и то, что человек во время молитвы испытывает особое противодействие незримой силы, воздействующей на его сердце. Человек может заниматься с желанием каким угодно делом, но как только он становится на молитву (здесь речь не о тех, кто дышит молитвой как воздухом, а о тех, кто не имеет внутреннего озарения от молитвы, душою не готов к ней), ему сразу же не по себе, тут же появляется немощь организма, начинается зевота или тянет в сон, приходят разные отвлеченные мысли. Закончил человек молиться — и опять чувствует себя бодро, как ни в чем не бывало. Многие люди могут сказать, что для них лучше выполнять любую тяжелую работу, чем молиться. Хотя те, кто вкусил сладость молитвы, для кого молитва—это беседа с Богом, не перестают свидетельствовать, что для их души нет большей радости, большего блаженства и мира, чем то, что они ощущают во время молитвы. Почему такой контраст между опытом одних и других? Людям, внутренне еще не готовым к молитве, как невыносимо трудно бывает находиться в храме во время богослужения!

Ни чем иным, как противодействиями диавола можно объяснить быстроту и успех, с которыми распространяется зло. Скажите о каком-нибудь человеке клевету и ложь, — и это с молниеносной быстротой распространится повсюду. Но постарайтесь начать распространять среди людей что-нибудь такое, что ведет к их нравственной чистоте, благородству, — и сразу становится очевидным, как невидимые силы стараются заглушить рост этого доброго семени. Работа диавола видна и в том, что сердце человеческое более расположено воспринимать все порочное, низменное, греховное, а к чистому, возвышенному, святому оно часто остается глухим.

( из книги «Дьявол и его нынешние лжечудеса и лжепророки»

Житомир, 1994)

РЕАЛЬНОСТЬ ТЕМНОЙ МИСТИЧЕСКОЙ СИЛЫ

 

«В сентябре 2000 года во время папской мессы произошло нечто необычное. Неожиданно для присутствующих некая юная итальянка начала вести себя, мягко говоря, неадекватно. «Сатанинский смех исходил из девушки», писали газеты. Папа Римский лично приблизился к ней и попытался произвести акт экзорцизма — изгнания диавола. Но бес затих лишь ненадолго. А потом, как оказалось, проявился с новой силой. Рогатый папе не поддался. (В католицизме, кстати, чин экзорцизма формально отменен в 1972 году).

Случившееся не прошло бесследно. Прагматичный и уже почти безрелигиозный мир задумался: реальна ли эта незримая и страшная сила? А то ведь, улавливая влияние невидимого, тонкие поля признает физика; «черные дыры» — астрономия… Только в незримых духов, которые воздействуют на каждого из нас ежесекундно, мы не верим. Мы, сами являющиеся духами, облеченными плотью!

Еще Гете говорил: обыватель не замечает диавола, даже когда тот держит его за глотку. Рабу комфорта кажется, что изгнать виртуального диавола легко: выключи телевизор, на экране которого он присутствует почти постоянно, — и все. Действительно, на Западе, исполняющем похоти лукавого, демоны ненавязчивы. Диавол продал кинокомпаниям права на использование его имени и стал в один ряд с Микки-Маусом. Поэтому даже богословы в этих несчастных странах рассуждают о диаволе как-то спокойно, отвлеченно.

Многие считают сатану лишь фигурой речи. Абстрактным символом зла. А значит, поддаются тому, кто назван «отцом лжи». Об этом говорит и святой праведный Иоанн Кронштадтский: «Упорное неверие в злых духов — есть настоящее беснование, потому что идет наперекор истине, наперекор откровению Божию. Господь пришел на землю именно для того, чтобы разрушить дела диавола и спасти от насилия его человека. Если нет диавола, то нет христианства, тогда пришествие в мир Сына Божия было бы не нужно. Но это нелепо. И опыт каждого из нас, и здравый смысл, история жизни Святых и история всех народов удостоверяет нас в бытии злых духов... Духовно узреть их очень важно. Ведь суть игры в прятки такова: если нет диавола, то нет и Бога…»

«Если нами ус­воена идея о реальности силы Божества Личного, то нами должна быть признана и другая идея об иной мистической и притом также личной силе — о силе противоположной Божественной. Если мы признаем Незримый Свет Божества Личного, то должны признать и тьму, идущую из темных личных сил.

Здесь надо заметить, что усвоение этой последней идеи яв­ляется наиболее трудным в наш век скептицизма ко всему мистическому, — скептицизма, возникшего после победоносных завоеваний положительного знания, разоблачившего многие суеверия минувших эпох. Человечество выбилось из своей, прежней крайности в суевериях, но зато оно впало в другую крайность — в крайность поклонения только материальному началу, как единому носителю истины, в крайность огульного отрицания всего не материального, не ощущаемого пятью нашими чувствами.

Однако и этой крайности должен придти свой конец.

В последнее время, с появлением в мире многих великих открытий, сбивших материалистические воззрения с их позиций, — с развитием исследований в области психологии пришла очередь пошатнуться вере людей и в незыблемость материализма.

И, вот, стали появляться признаки ослабления скептицизма отрицающего все мистическое; стал ослабевать и скептицизм отрицающий темную (злую) мистическую силу.

Так, покойный Джемс, дошедший в своих психологических и философских построениях до признания непосредственного вмешательства Божественной Силы в человеческую жизнь, хотя и не говорит открыто, как он лично относится к темной мистической силе, тем не менее решается, например, высказывать такие положения: В книге «Многообразие религиозного опыта» он заявляет, что «в истории христианского мисти­цизма можно видеть, как трудно было мистикам различать откровения и опыты, которые были действительно Божественным чудом, от диавольских подделок».

Интересно отметить, что другой выдающийся мыслитель — Морис Метерлинк также не отвергает возможность воздействия на человека таинственной недоб­рой силы. В своем трактате «Жизнь пчел» он говорит, что «нам очень трудно судить о пчелах, разум которых не вооружен, чтобы разбивать наши западни, точно также, как наш разум не вооружен, чтобы уничтожить западни высшего суще­ства, теперь неизвестного нам, но существование которого, тем не менее, возможно. Не зная ничего, что господствует над нами, мы заключаем из этого, что занимаем вершину жизни на нашей земле; но, в конце концов, это вопрос спорный. Я не хочу заставлять думать, — говорит далее Метерлинк, — что мы попадаем в западни высшего гения, когда совершаем необуздан­ные и дурные поступки, но вполне правдоподобно, что иногда это кажется справедливым».

Но, вот, наш русский философ Вл. Соловьев пошел в этом отношении значительно дальше, чем Джемс и Метер­линк. Существование диавола и бесов было для него фактом серьезным и столь же доказанным, как существование животных и растений. По сообщениям близкого приятеля Соловьева, В. Л. Величко, однажды в присутствии Вл. Соловьева был такой случай: писатель Лесков стал при Соловьеве иро­низировать над теми, кто верит в мистическую темную силу. Интересно, как на эту иронию отозвался русский философ.

Услышав эту иронию, — говорит Величко, — Соловьев вздрогнул; глаза его странно загорелись и он прерывисто произнес:

— Да какой же человек, внимательно всматривающийся в жизнь, может не верить в существование бесов!?

Величко пишет, что это было сказано Соловьевым тоном такого убеждения, что перед нами (участвовавшими в общем разговоре) как будто приподнялась завеса чего-то невидимого и страшного, и Лесков машинально произнес:

— Ну, конечно, еще бы!

Величко далее сообщает, что Лесков, припоминая впоследствии этот факт, говорил ему, что совершенно искренно согласился в ту минуту с Вл. Соловьевым.

Итак, независимо от общей идеи о зле, рождающейся в человеке при выяснении им своей эгоистической природы, в наше общество путем умозрительным начинает проникать другая идея — идея, допускающая наличие зла тайного, сокровенного, чувствуемого мистически, зла, как особой энергии, нападающей на человека извне, а для успешной борьбы с этой силой человеку нужно иметь, как и для борьбы со своей эгоистической природой, точку опоры также в ином мире, в том мире, откуда притекает на землю энергия Высшего Добра, именуемая Благодатью Божественной.

Надо вообще сказать, что так как за последние десятилетия наши знания физического мира значительно возросли, то и применение аналогий из этого мира может быть расширено. Через эти аналогии и может быть достигнуто некоторое понимание мира мистического и в данном случае понимание субстанции мистического зла — что и дает нам ответ на поставленный вопрос. Мы говорили — «некоторое понимание», потому что едва-ли когда-нибудь человек своим рассудком в состоянии будет ясно и точно представить себе субстанцию злого духа, какова она есть сама по себе. Если наша философия признает, что мы не в состоянии познать вещи в себе даже в мире физическом, то, конечно, нельзя ожидать от человека точного рассудочного познания существа злой силы.

Чтобы выяснить согласование теории «микробов зла» с фактом видений злой силы, напомним сначала читателю некоторые данные из мира физического, имеющие значение для наших аналогий.

Во-первых мы знаем, что с открытием радиоактивности наша положительная наука отринула прежнюю гипотезу о неделимых атомах. Теперь эта гипотеза заменена другой теорией, по которой атом состоит из частиц энергии, еще более бесконечно малых, чем сам атом, — состоит из частиц, связанных между собой подобно тому, как планеты связаны в движущуюся систему. Каждый атом является сложной планетной системой со своей внутри-атомной энергией; в каждом атоме есть своя внутренняя жизнь — жизнь бесконечного движения. Но наряду с этим мы также знаем, что эти атомы формируют видимые нами тела, что бесконечное различие комбинаций этих атомов, известньм образом между собой связанных, и дает бесконечное разнообразие тел физического мира.

От мира неорганическаго перейдем к миру органическому. Основой органического мира, как мы знаем, является протоплазма — эта жизнедеятельная материя, которая творит живые клеточки и живые тела растительного и животного царств. Внутренняя жизнедеятельность этой протоплазмы, конечно, неизмеримо сложнее внутриатомной энергии неорганических тел; эту жизнедеятельность протоплазмы, образующей живые организмы, мы нашим рассудком уже постичь не можем в той степени, как мы уяснили себе жизнь движения в простом атоме. В протоплазме реагирует уже свой особый фактор энергии — фактор жизненности материи, нам пока совершенно непонятный.

И, вот, мы, минуя вопрос о существе этого фактора, все-таки стремимся изучать органическую жизнь дальше, изучать её в самых различных проявлениях. Идя по этой дороге, мы наконец добираемся до объяснения причин многих инфекционных заболеваний; мы узнаем, что причиной этих заболеваний являются болезнетворные микробы — эти своеобразные микроскопические комочки протоплазмы (о которой мы только что говорили), — эти тельца с известной особой организацией, существа живые, живущие, как паразиты, в теле человека.

Теперь возвратимся к нашей теме о субстанции злой силы.

По аналогии с физическим миром мы и признали, что причиной многих психических заболеваний являются «микробы зла», подобные болезнотворным микробам. Но этих сверхфизических микробов зла мы, конечно, никакими нашими инструментами уловить не можем, а тем более их в точности познать.

Поэтому, если при психозах, дошедших до своего апогея, атакующая энергия микробов зла ощущается человеком в виде цельного образа преследующей его злой силы, то это доказывает лишь то, что означенная энергия микробов зла является вполне объединенной, как целостная субстанция. Субстанция эта суммирует в себе все эти силы в одну, подобно тому, как иной животный организм суммирует в себе энергию бесконечного числа комочков живой протоплазмы (одетых и не одетых в клеточки), бесконечное число кровяных телец и т. д.

Эта целостная субстанция злой силы и может быть ясно ощутима человеком или в виде зрительного восприятия целого образа или в других восприятиях — слуховых и осязательных.

Человек, получивший, благодаря своей обострившейся психической ненормальности, способность ощущать и даже видеть одну из вредоносных субстанций вне физического мира, судит об этой субстанции совершенно также, как судим мы о вещах физических по впечатлениям наших пяти органов чувств, хотя сами мы в существо этих вещей проникнуть не можем. Человек в данном случае судит о злой силе по тем образам, в которых она ему является.

Образы эти, отпечатлевающиеся в мозгу человека, бывают самые разнообразные; у каждого визионера они получают свою окраску или, так сказать, свой стиль, ибо образы эти известным путем преломляются в восприятиях человека, проходя через призму тех индивидуальных условностей, в которых вырос человек, проходя вместе с тем через особую способность каждого человека чувствовать по-своему мистический мир. У многих, подверженных истерии — это отвратительные гады, которыми они вообще галлюцинируют независимо от галлюцинаций, свойственных каждому истеричному, имеющих свои особые причины к возникновению у каждого больного.

Итак, злая сила одна, но проявления ее разные. Если она «сама по себе и пластична и может различно формироваться, то и человек, на которого она явно воздействует, — чувствует и воспринимает ее, каждый, по-своему. Поэтому-то и является такое разнообразие в видениях демонов.

Но это разнообразие нисколько не опровергает того, что темная сила, действительно, существует; ведь главные психологические черты злой силы во все времена являлись одинаковыми, и в глазах видевших злую силу людей и общавшихся с ней, энергия этой силы направлялась всегда к одним целям: или в сторону усиления злых человеческих страстей, сжигающих человеческую душу, или в сторону растравления нравственных страданий человека.

В результате же всего изложенного мы приходим к предположению, что микробы зла по отношению к суммирующему их образу злой силы являются как бы атомами известной целостной субстанции, проявляющейся в образе.

При этом надо иметь ввиду необыкновенную сверхфизическую тонкость среды, в которой живут астральные субстанции злой силы. Как воздух проникает в воду, как эфир проникает в воздух и во все тела, так астральная среда проникает во все физическое и даже эфир. Эта среда и является обиталищем «микробов зла», слагающихся в «демонов» или, иначе сказать, — является; обиталищем демонов, суммирующих в себе «микробов зла».

Конечно, такое предположение есть ничто иное, как гипотеза, но мы полагаем, что гипотеза эта является основательной не в меньшей степени, чем гипотезы наших ученых. Если наука по утверждению, например, Густава Лебона, принимает гипотезу построения атома подобным построению планетной системы, хотя такого атома и такой планетной системы никто физическими глазами не видал, то вышеизложенная гипотеза сведения субстанции злой силы к понятию о микробах зла, которых тоже никто своими глазами не видал, имеет, казалось бы, не меньше данных для своего признания.

Гипотеза планетарного атома принята наукой для объяснения многих явлений физического мира.

Гипотеза «микробов зла» принимается нами в объяснение многих явлений из мира психического.

Итак, от «микробов зла» мы перешли к целостным образам, в которых эти микробы суммируются.

В следующих главах мы будем, говорить об этих целостных образах, мы будем говорить о темной силе, являющейся в самых разнообразных видениях. Мы будем вести речь о демонах или бесах или диаволе, как называют злую мистическую силу христианские подвижники. Мы будем говорить о различном внешнем проявлении темной силы и о целостности субстанции ее образа, являющегося в видении — субстанции личной, обладающей мыслью и волей.

Но прежде, чем трактовать обо всем этом, надо закончить собственно философскую сторону исследуемого вопроса о темной силе.

Мы признали демонов, как известную реальность, независимую от человека, но мы ничего еще не сказали о месте демонов в мире, в духовном его космосе и об отношении демонов к Божеству,

Предупреждаем читателя, что здесь мы уже должны выйти из области реальных данных, которых мы старались, по возможности, держаться; здесь мы должны вступить в область религиозных верований и прежде всего сказать, что мы, как христиане, верим в бытие «падших ангелов» — мятежных духов, враждебных Богу, враждебных любви христианской.

В этих религиозных воззрениях наших относительно падших ангелов (они же демоны) мы следуем христианской философии, как наибодее приемлемой для нашего сознания.

 

(из книги М. В. Лодыженского «Мистическая трилогия», том 3, «Темная сила»)

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ», 2006.

© ООО «Издательство «НОВАЯ МЫСЛЬ»


ЭЛЕКТРОННАЯ БИБЛИОТЕКА

В электронной библиотеке Вы можете прочитать книги, представленные в электронном виде. Печатные книги электронной библиотеки издательство "Новая мысль" не выпускает и не распространяет.

ОБ ОДНОМ ДРЕВНЕМ СТРАХЕ. Кого и как «портят» колдуны.

"Не бойся, малое стадо!"О духовной брани в современном мире
Не такой как все. Как научить подростка жить среди сверстников.
Рок-музыка с христианской точки зрения. Eпископ Александр (Милеант).
Современные случаи чудесной помощи
Существует ли загробная жизнь?

СЛОВО О ИСХОДЕ ДУШИ И СТРАШНОМ СУДЕ. Св. Кирилла архиепископа Александрийского

Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Неоспоримые свидетельства. Исторические свидетельства, факты, документы христианства
Страсти и их воплощение в соматических и нервно-психических болезнях. Н.Д. Гурьев
Сущность Христианства. Архимандрит Александр (Милеант)
ОТКРОВЕННЫЕ РАССКАЗЫ СТРАННИКА ДУХОВНОМУ СВОЕМУ ОТЦУ

Тайны книги Апокалипсис. Отец Серафим (Роуз)

Что такое святость и зачем православному христианину читать "Жития Святых". Архим. Иустин (Попович)

Смысл жизни. Семен Франк

Что такое послушание православного христианина. Н.Е. Пестов

Что такое святые мощи и как совершается их раздробление Священник Николай Романский
Пространный Катехизис, составленный Митроп. Московским Филаретом в доступном изложении
ДЬЯВОЛ И ЕГО НЫНЕШНИЕ ЛЖЕЧУДЕСА И ЛЖЕПРОРОКИ

Справочник "Религии и Секты в Современной России"

ДОЛГИЕ ПРОВОДЫ

Размышления о Божественной Литургии

ТАЙНЫ ЗАГРОБНОГО МИРА

Книги священника Даниила Сысоева



Яндекс цитирования Rambler's Top100